Найти в Дзене

История создания ТИЗ АМ-600 [Часть 2]

В первой части мы рассказали о том, как становилось производство, давайте же подробнее рассмотрим конструкцию мотоцикла ТИЗ АМ-600.

В первой части мы рассказали о том, как становилось производство, давайте же подробнее рассмотрим конструкцию мотоцикла ТИЗ АМ-600.

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Рама – трубчатая, разборная: наиболее ответственные ее узлы – кованые.
Вилка – также трубчатая, параллелограммного типа с одной спиральной бочкообразной пружиной.

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный с нижним расположением клапанов, рабочим объемом 595 куб. см. Мощность двигателя первых модификаций – 16,5 л.с. при 3800 об/мин, у поздних модификаций мощность двигателя доведена до 18 л.с.

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Коробка передач – четырехскоростная, отдельным блоком. Привод от мотора к КПП и на заднее колесо – роликовыми цепями.

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Сухой вес мотоцикла-одиночки составлял 185 кг. Максимальная скорость – 95 км/час. В целом машина получилась довольно удачной и за все время производства завод не получил ни одной претензии, а напротив, ежегодно получал благодарности от представителей Красной Армии.

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Конструкция АМ-600 постоянно совершенствовалась. Многочисленные модификации узлов и агрегатов, а также производственные варианты отдельных деталей и по сей день вызывают головную боль у реставраторов мототехники. Дело в том, что, как и на большинстве советских мотозаводов, на ТИЗе модернизационные изменения фиксировались лишь в заводской документации, а в каталогах и брошюрах, выпускаемых для широкого круга пользователей, не отражались. Ситуация усугубляется еще и тем, что почти весь заводской архив был утрачен во время войны.

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Перечислим некоторые различия в версиях: как минимум два варианта головок цилиндра – первый (ранних выпусков) изготовлен из чугуна, второй – из алюминия. Три варианта картера двигателя, отличающиеся объемом масляного резервуара, формой маслоналивной горловины и дозатором смазки. Четыре типа крышки газораспределения. Три вида крыльев, различающихся формой и профилем, Два варианта комплектов электрооборудования. И это далеко не полный перечень

Помимо постепенной модернизации, ТИЗ АМ-600 пережил и одну коренную. Новая версия машины имела электрооборудование (фару, задний фонарь, центральный переключатель, аккумулятор и звуковой сигнал), унифицированное с мотоциклами ИЖ-9, ИЖ-12 и Л-8, топливный бак увеличенного объема, лишенный приборной панели и даже более мощный 18-сильный мотор. Но по экономическим причинам в серию эта модификация не пошла – лишь некоторые из усовершенствований перенесли на серийный АМ-600.

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

В больших количествах АМ-600 использовался в РККА. ТИЗы воевали в Финляндскую и Великую Отечественную войны – на коляску устанавливался пулемет Дегтярева на специальной турели. Начиная с 1937 года «шестисотые» принимали регулярное участие в парадах войск на Красной площади. Специально для парадов была выпущена партия мотоциклов-одиночек, оснащенных пулеметными турелями на рулях и патронными ящиками большого объема, установленными по бокам машин на багажниках. Именно эта модификация представлена в музее мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова»

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

Опыт эксплуатации ТИЗ АМ-600 показал, что мощности двигателя в 16-18 л.с. было недостаточно для успешного выполнения боевых задач и командованием РККА, совместно с конструкторским бюро ТИЗ, было сформировано техническое задание. Новая машина должна была быть максимально унифицирована с рамой и шасси коляски АМ-600 , но обладать мощностью в 25 л.с.

Два опытных мотоцикла, получившие индекс БМ-1200, с V -образным нижнеклапанным двигателем мощностью 24-26 л.с. были готовы к 1939 году, но командование РККА, с оглядкой на испытания зарубежных машин, изменило требования. Теперь, армии нужен был мотоцикл с 30-сильным двигателем, способный буксировать легкие артиллерийские системы. Новые мотоциклы были основаны на экспериментальных БМ-1200, но с более мощным двигателем, который повлек за собой глубокую модернизацию всей конструкции.

Три машины с индексом ТИЗ-50 были готовы к середине 1941 года и были отправлены своим ходом из Таганрога в Москву (1 150 км) для испытаний на военном полигоне в Кубинке 14 сентября 1941 года. Испытания прошли успешно, должен был начаться серийный выпуск, но из-за крупного проигрыша Красной Армии под Вязьмой, безопасность Москвы и большинства оборонных предприятий страны оказалась под угрозой.

Два из трех мотоциклов ТИЗ-50 были отправлены своим ходом через Горький и Казань в Ижевск, а оттуда в Тюмень. По современным дорогам, мотоциклам предстоял бы путь в 2 200 километров, который тогда, в 1941 году, обе машины преодолели без проблем и серьезных поломок. Несмотря на явный успех испытаний, ТИЗ-50 не отправили в серию – стране нужны были ТИЗ АМ-600 в как можно больших количествах.

ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"
ТИЗ АМ-600 из коллекции музея мотоциклов "Мотомир Вячеслава Шеянова"

26 Июня 1941 года поступил приказ об увеличении выпуска мотоциклов, на ТИЗе был введен трехсменный график работы, а всем рабочим дали бронь от призыва в армию, как работающим на оборонном предприятии. Выпуск мотоциклов во второй половине лета 1941 года вырос вдвое по сравнению с аналогичным периодом в мирные времена.

12 сентября 1941 года руководство завода получило приказ о срочной эвакуации за Урал – в Тюмень. Выпуск мотоциклов был прекращен, рабочие начали демонтаж оборудования и несмотря на то, что работали круглосуточно, не останавливая работу даже под артиллерийским обстрелом наступающих на город сил Вермахта, значительную часть громоздкого оборудования пришлось оставить или уничтожить. Последние части Советских войск покинули Таганрог 17 Октября 1941 года.

В Тюмени производство разместилось в корпусах бывшего пивоваренного завода, название сменили на «Тюменский мотоциклетный завод» (ТМЗ). В первые же недели после эвакуации, рабочие наладили сборку мотоциклов из запчастей, произведенных еще в Таганроге, и сдали первую партию машин в начале Декабря 1941 года.

ТМЗ-53
ТМЗ-53

Летом 1942 года продолжалась сборка АМ-600 из довоенного запаса запчастей, а конструкторское бюро начало работу над мотоциклом ТМЗ-53, который представлял собой упрощенную копию BMW R -75, основанную на мотоцикле М-72. Оба выпущенных ТМЗ-53 успешно прошли испытания, но решение о запуске в серию принято не было. Единственный оставшийся экземпляр можно увидеть в Государственном Политехническом музее (Москва, Россия).

В ноябре 1943 года закончился запас готовых частей и заготовок для сборки модели АМ-600, выпуск приостановился. Всего за 2 года на ТМЗ собрали 614 мотоциклов АМ-600, а 27 Ноября было решено окончательно прекратить выпуск АМ-600 и объединить ТМЗ с Горьковским Мотоциклетным Заводом.

ТИЗ АМ-600 на площади им. Куйбышева (парад памяти 7 Ноября 2019 г.)
ТИЗ АМ-600 на площади им. Куйбышева (парад памяти 7 Ноября 2019 г.)

Основано на материалах книги Мятиева А.А. - «Иcтория советского мотоцикла».