«Самоучитель сценариста» – подпишитесь на авторский канал о драматургии, режиссуре и внутреннем гике (еще больше текстов в телеграм-канале).
В первой части были разобраны основные принципы разработки пилота и сериала, во второй – драматургическая структура пилота. Дело за составлением библии сериала.
Пара примечаний: Памела Дуглас рассказывает про pitch bible , с которой автор продает сериал продюсеру. Библия в понимании «инструкция к сериалу для авторской комнаты» иногда называется writer ’s guide , иногда просто bible , show bible или series format . В России (по рассказам участников питчинга пилотов на «Кинотавре-2020») помимо написанного пилота от начинающего автора продюсеры ждут сценарий хотя бы второй серии. Потому что нет уверенности, что автор способен расписать идею дальше пилота.
Пример отличной pitch bible – библия сериала «Очень странные дела», пример отличного series format – библия сериала «Остаться в живых».
ЛОГЛАЙН
Первые страницы библии открываются логлайном сериала (не пилота, а сериала целиком). В одно-два предложения вы задаете мир сериала, представляете главного героя, его цель и ваше ощущение того, как этот герой пойдет к своей цели.
Если предполагается несколько сюжетных линий с участием одного из основных персонажей, то нужно рассказать и про них: герой второй сюжетной линии будет стремиться к такой-то цели, ему будет противостоять то-то.
ОБЗОР СЕРИАЛА
Теперь – больше подробностей о сериале : его визуальном стиле, тональности, как он будет выглядеть, на что похож. Если сериал завязан на эффектах, объяснить и их тоже. Основная задача этого блока – рассказать, как будет выглядеть сериал . Если в его основе лежит исторический материал, можно дать предысторию.
Стоит помнить, что мир сериала, это не только место действия , но и какие-то ожидания, с чем придется столкнуться героям. Действие «Оранжевый – хит сезона» разворачивается в тюрьме, но его мир также, это персонажи, и с чем они борются. Действие «Остаться в живых» происходит на острове, но мир также включает в себя героев и проблемы их прошлого.
Затем дается логлайн основных персонажей , максимум троих: главный герой, антагонист и, например, союзник. Если это большой сериал, действующие лица разбиваются на группы: в «Прослушке» это группа прослушки, суд, улицы.
Наконец, нужно объяснить, почему этот сериал – особенный . Можно привести референсы, но важно показать, что это не просто копия чужого сериала.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Настало время подробного описания персонажей. На протагониста уйдет страница, на остальных – по полстраницы. Нужно описать всех героев, кто получит свои сюжетные линии (даже, если они появятся в истории позже).
Протагонист будет расти и развиваться, но у зрителя с самого начала должно быть понимание, кто он, каков его мотив, какая цель. И не нужно писать ничего, что мы не увидим на экране: где он родился, где учился и прочую биографическую разработку, только если ей не будет посвящена отдельная сцена. То же актуально для остальных характеристик.
СИНОПСИС ПИЛОТА
Краткое описание пилотной серии. Сценарий обычно прикладывается к библии, но ваша задача на данном этапе – заставить продюсера захотеть прочитать ваш пилот. Страницах на трех вы рассказываете самые выгодные сцены пилота.
ЛОГЛАЙНЫ СЕРИЙ
После пилота пишутся логлайны оставшихся серий. Как правило, 10 логлайнов хватит, чтобы показать студии, продюсеру или каналу, что у вашей истории есть и ноги, и трамплин. Этим вы доказываете, что не ошиблись с форматом и разработали именно сериал, а не полный метр.
Библия должна передавать ощущение всего сериала.
Пример отличной pitch bible – библия сериала «Очень странные дела», пример отличного series format – библия сериала «Остаться в живых».
А я буду рад комментариям, шэрам и подпискам.