Монетная система Римской империи была унаследована европейской цивилизацией Средневековья и Нового времени. Правда, вес монет и состав металла менялся в зависимости от эпохи. Чаще всего изменения носили характер деградации. От золотого статера Боспорского царства к практически медной монете, от высокопробного серебра к низкопробному билону.
Развитие добывающей промышленности, колониальная политика к Новому времени вернули в массовое обращение золото и высокопробное серебро.
В XIX веке разнообразие в эту традиционную систему металлов внесла Российская империя. Трудно поверить, но консервативный император Николай Первый в денежной сфере стал новатором мирового масштаба! Серия платиновых монет Российской империи номиналом в три, шесть и двенадцать рублей была отчеканена по указу Николая I Санкт-Петербургским монетным двором и находилась в обороте с 1828 по 1845 год. Это была, бесспорно, первая в мире официальная серия платиновых монет для денежного обращения.
Выбор металла для изготовления монет объясняется тем, что в 1819 году был открыт новый сибирский металл – платина.
Платина в тот момент была приблизительно в 6 раз дороже серебра и, наконец, удельный вес платины в два раза больше, чем удельный вес серебра. Таким образом платиновые три рубля, по форме и диаметру совпадавшие с 25 копейками серебром, имели вес в два раза больший и, следовательно, стоимость в 12 раз больше, чем аналогичная монета из серебра. Шестирублевая монета была в 12 раз дороже полтинника, поэтому надпись на ней гласит «6 рублей на серебро», а для изготовления двенадцатирублевиков использовались рублевые формы.
Чеканка монет из самородной уральской платины с примесью редких металлов иридия и палладия продлилась не так долго, до 1845 года, но все-таки вошла ярким эпизодом в мировую финансовую историю.
ейчас монеты из драгоценных металлов – это, скорее, услаждение взора и души нумизмата, чем реальный денежный эквивалент.
На место золота, серебра и меди пришли никель, алюминий и железо с условной ценностью. Монеты потеряли свою ключевую роль денежного эквивалента и стали, скорее, памятью о прошлых веках. Сегодня все деньги мира постепенно перемещаются в виртуальное пространство, и «чеканят» их не на монетных дворах, а на майнинговых фермах. Недалеко то время, когда школьники о монетах будут узнавать на уроках истории или глядя на содержимое бабушкиных шкатулок.
Но вернемся к поучительной истории Робинзона Крузо. Что же он сделал с ненужными ему на острове монетами? По возвращении в большой мир, Робинзон, как и всякий умный человек, не стал чахнуть над бочонками с серебром и золотом, а вложил их в дело – приобрел плантации сахарного тростника. Нанял работников и построил свой бизнес.
Деньги с необитаемого острова вернулись вновь в среду товарно-денежных отношений и вновь приобрели уже реальную ценность – они начали работать.
Недавно узнал такой любопытный факт: оказывается, в Советском союзе в конце 60-х была интересная практика – в столичных клубах коллекционеров, где собирались нумизматы, филателисты и прочие коллекционеры, было запрещено продавать и покупать что-либо за деньги. Разрешалось только меняться! Конечно, и сейчас коллекционеры совершают обмены дубликатов из коллекций, но все-таки и покупают новые экземпляры.
Запрет возник потому, что в среде нумизматов обращались монеты из драгоценных металлов, и за их сбыт или покупку можно было попасть даже под статью о незаконных валютных операциях. Коллекционерам тогда приходилось в основном меняться на собраниях клубов. Это напоминало эпизод из книги «Монеты рассказывают», который был приведен в первой части статьи: любителям монет, марок, открыток и прочего коллекционного богатства в отсутствие товарно-денежных отношений приходилось проводить сложные, в несколько этапов, операции по типу «ты мне-я тебе», напоминающие мытарства путешественника в Африке.
Как мы увидели из фактов, приведенных в этом материале, деньги, начиная с легендарных времен царя Лидии Крёза, должны были работать, поступать в оборот, служить инструментом обмена товарами и технологиями.
Менялась ценность металлов, менялись номиналы на монетах, но их роль оставалась – всегда быть в движении, всегда менять своих хозяев. И чем энергичнее было движение капиталов, тем выше был рост экономики и даже науки!
Поэтому монеты и металл, из которого их чеканили мы смело можем назвать двигателем прогресса, важным элементом развития цивилизации.
И пусть деньги сегодня это чаще всего лишь сложный двоичный код, крепко зашифрованный в киберпространстве мировой сети интернет, выбор, как ими распорядиться, остается главной проблемой и главным цивилизационным и моральным выбором для их обладателей.
Алексей Фоминых