22 Апреля 1931 года на заседании ЦС Автодора (Добровольное общество содействия развития автомобилизма и улучшению шоссейных дорог СССР) представитель Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) СССР огласил итоги первой пятилетки ВСНХ (1928 – 1938). Согласно плану, в новой стране планировалось начать выпуск не менее чем 25 000 мотоциклов в год, а также построить новый мотозавод. К 22 апреля 1931 года не началось даже проектирование нового завода, не говоря уже об объеме выпуска мотоцикла, не доходившем и до 500 штук в год.
На совещании было решено, что в связи с острой нехваткой мотоциклетной техники, следует немедленно приступить к производству мотоциклов Л-300 на заводе «Красный Октябрь» и ХМЗ-1М в Харькове, а также начать проектирование нового мотоциклетного завода:
1. Представители ЦС Автодора просили за второе полугодие 1931 года установить точку для строительства мотозавода с продукцией не менее 50 000 мотоциклов в год и запустить завод не позднее 1 января 1933 года.
2. Довести выпуск мотоцикла Л-300 до 1000 ед. в 1931 году, до 3 500 в 1932, до 10 000 в 1933.
3. Довести выпуск «мотоциклов типа «Харлей-Давидсон» (измененный), в основном удовлетворяющих требованиями военведа на заводе Укрмото с тем, чтобы в 1931 г. было выпущено до 1000 и в 1932 г. до 3000 мотоциклов этого типа». В народе эти мотоциклы именовались ХМЗ-1M .
Размер бедствия, с которым боролась Красная Армия, мы можем представить по документу, который спустя 3 года, в Декабре 1934 г., в сгущающейся атмосфере назревающего военного конфликта, начальник Авто-Бронетанкового управления (АБТУ) РККА Халепский отправил народному комиссару обороны Союза ССР Ворошилову:
«На мелком серийном производстве в 1934 году имеется 2 типа машин:
a / Л-300 завода «Красный Октябрь»; выпущено в текущем году 150 шт. и
б/ ИЖ-7 Ижевского завода; выпущено в 1934 году 115 шт.».
Халепский осознавал, что если до сих пор не было налажено производство мотоциклов, то времени для его организации «с нуля», тем более недостаточно. Было предложено наладить серийный выпуск трех типов машин, каждая из которых по отдельности, да и все в целом, должны были удовлетворить потребности Красной Армии в двухколесной технике. Конструкции двух машин были спроектированы Петром Можаровым - НАТИ 750 (ПМЗ А-750) и НАТИ 1200. В качестве третьей, более легкой машины, было предложено скопировать английский мотоцикл БСА 500.
Нарком обороны Ворошилов передал свою резолюцию и пожелания АБТУ РККА к производству техники Наркому Тяжелой промышленности Орджоникидзе. Товарищ Орджоникидзе предписал приобрести три мотоцикла БСА в качестве образцов для снятия рабочих чертежей и анализа материалов 25 апреля 1935 года. Вторым указанием наркома тяжелой промышленности стало требование выпустить на Таганрогском инструментальном заводе им. Сталина (Завод № 65) до конца 1935 года 250 мотоциклов основанных на чертежах BSA 500.
Таганрогский инструментальный завод им. Сталина (ТИЗ) был образован на базе одного из отделений эвакуированного из Риги Русско-Балтийского вагонного завода и к моменту описываемых событий производил артиллерийские снаряды, взрыватели у ним, сельскохозяйственное оборудование и инструменты.
Еще в 1934 году тов. Орджоникидзе постановил передать на ТИЗ техническую документацию и серийные экземпляры мотоцикла ХМЗ-1М, производство которого было свернуто в Харькове, однако, поскольку на заводе не было кадров, которые были бы знакомы с мотоциклетным производством, а новых сотрудников пока еще не назначили, за короткий срок удалось наладить только производство 6-сильных двигателей типа ХМЗ.
Когда руководство пришло к согласию по типу нового мотоцикла, на ТИЗе организовали конструкторское и технологическое бюро, во главе которых был назначен один из учеников Петра Можарова – Яков Коганов.
Английский прототип прибыл на завод в Сентябре 1935. Коганов принял решение не копировать образец полностью, а создать на его основе более приспособленную к советским реалиям машину. Раму, переднюю вилку и колеса спроектировали заново, все детали перевели с дюймовой на метрическую систему мер, а также заменили дюймовый модуль в шестернях коробки передач и двигателя.
Все это было сделано за очень короткий срок и к 31 декабря 1935 года конструкторское бюро (КБ) выпустило все рабочие чертежи и технические условия, требуемые для изготовления новой для завода машины. Машина получила наименование АМ-600 («А» - первая модель, «М» - мотоцикл, «600» - рабочий объем двигателя).
Первые пять опытных образцов собрали через четыре месяца – как раз успели к Первомайской демонстрации, на которой новые ТИЗы стали настоящими звездами в глазах неискушенных советских граждан. Выпуск первой серийной партии из 200 машин был организован к октябрю 1936 года. Параллельно с организацией серийного производства в КБ завода также была спроектирована боковая коляска, выпуск которой начался на ТИЗе.