Всю весну школьники пишут всероссийские проверочные работы по 11 предметам. И ВПР по математике – одно из самых сложных испытаний, особенно для детей в средней школе. Ведь именно в 4-6 классе математика резко усложняется. Эксперты из онлайн-школы для детей и подростков Skysmart разобрали самые типичные ошибки на ВПР по математике, которые делают ученики 4-6 классов.
Невнимательное чтение условий задачи
Чтобы дать верный ответ, нужно очень внимательно прочитать условия задачи. Но если ребенок слишком торопится или отвлекается, он может не заметить какую-то мелочь, которая повлияет на весь ответ. Например, в условиях говорится, что ответ нужно округлить, а школьник игнорирует это указание.
Такие ошибки не означают, что ребенок не понимает тему, но они сигнализируют о недостатке внимания и неумении сконцентрироваться на задаче. Иногда проблема заключается в том, что у ребенка нет навыка анализа задачи – дети, особенно в 4-5 классе, не всегда умеют переводить текст задачи на язык схемы или чертежа, не понимают, достаточно ли данных для решения, не знают, как составить план решения задачи.
Вычислительные ошибки
Решение любой математической задачи состоит из двух уровней – применение нужных формул и собственно вычисления. Нередко ребенок правильно использует логику, выбирает верную формулу, но потом делает простую ошибку в вычислениях и получает двойку.
Чаще всего в 5-7 классах дети ошибаются при:
- выполнении действий с отрицательными числами,
- определении порядка действий в выражениях со скобками и без скобок
- вычислениях с обыкновенными и десятичными дробями
- решении задач на проценты
- умножении двух множителей, в середине которых были нули.
Запутывает и то, что составители тестов с несколькими вариантами ответов учитывают это и подбирают варианты ответов так, что все неверные ответы могут быть результатом таких вычислительных ошибок.
Часто эта проблема решается простой привычкой проверять решение и внимательно просматривать черновик.
Что делать, если ребенку не дается математика?
Важно вовремя заметить, что ребенок ошибается в простых заданиях, иначе эта маленькая ошибка скоро приведет к большим проблемам, ведь в математике все взаимосвязано. Пропустил одну тему – и совсем скоро вообще перестал понимать, что происходит. Растерянность приводит к математической тревожности и ребенок начинает думать, что математика вообще слишком сложная.
Школьному учителю, которому приходится работать одновременно с 20-30 детьми, очень трудно заметить, почему именно ученик дает неправильные ответы или вообще не знает, с какого края взяться за задачу. Поэтому тут не обойтись без помощи репетитора – с помощью тестов и бесед он выявит “белые пятна” и поймет, что именно надо подтянуть. Зачастую вообще не обязательно прогонять ребенка по программе всего года – несколько заплаток помогут полностью решить проблему, но надо знать, где их ставить.