Как заметили ученые, феномен выхода из тела часто испытывают в стрессовых ситуациях, например при родах.
Предлагаем вашему вниманию примеры описаний феномена выхода из тела в клинических наблюдениях у рожениц:
С., 33 лет. Первородящая. Без психопатологических явлений в анамнезе. Семейная жизнь сложилась удачно. Роды - срочные, продолжались около 5 ч. Во время родов была большая кровопотеря (около 1 л крови). Помнит, что во время кровотечения около нее появилось несколько врачей. Неожиданно она стала видеть себя, вознесенной под потолок. В это время исчезли болевые ощущения, с интересом наблюдала за действиями врачей, себя и окружающих видела отчетливо. Через некоторое время, примерно через 1 мин, также неожиданно возвратилась на свое место в родильной палате, вновь стала испытывать сильную боль.
Гр., 23 лет. Первородящая. В анамнезе не отмечается психопатологических особенностей. Беременность доношенная. Роды в срок. Кровопотеря в родах - 300 мл. Вес ребенка 3200 г, длина 50 см. В родах не применялось психофармосредств. На 3-й день после родов, в промежуток между кормлениями, неожиданно почувствовала, что она «покинула свое тело» (слова пациентки) и стала смотреть на соседок по палате и на себя саму откуда-то сверху, примерно с высоты 4 - 5 м. Отчетливо видела обстановку, кровати, тумбочки, лежащих на кроватях родильниц; рассматривала их с интересом, так как не знала, что подобное может быть. Возвратилась «обратно на место» через 1 - 1,5 мин. Сохранила подробные воспоминания об этом эпизоде. Об этом переживании рассказала врачу с охотой и даже с облегчением, ибо не знала, нормальное ли это ощущение и не свидетельствует ли оно о какой-либо патологии.
Бул., 22 года. Первородящая. В анамнезе - простудные заболевания, в предродовой период диагностирована анемия. Роды в срок. Кровопотеря в родах 300 мл. Обезболивающих средств не применялось. В последнюю неделю беременности был эпизод, когда казалось, что находится в «подводном мире», и слушала шум воды (такое состояние длилось около 1 ч). В родах испытывала то глубокое, ни с чем не сравнимое счастье, то глубокое горе, периодически видела около себя мужа (мужа при родах не было возле роженицы). В момент родов совершенно неожиданно «отключилась, вышла из тела» и стала видеть себя со стороны, с высоты приблизительно 2 - 3 м. При этом перестала испытывать боль, не было и чувств радости, горя. «Возвратилась обратно» приблизительно через 1 мин. Подобное «отключение» и наблюдение за собой со стороны повторилось и после родов. Тогда, при кормлении ребенка, на фоне глубокого счастья, возникло кратковременное переживание «прожитой жизни» и через короткое время (не может сказать, через сколько именно) появилась возможность наблюдать за собой со стороны: казалось, что ее приподняли над палатой и она смотрела на себя сверху и на соседок по палате. Было «очень интересно» и состояние было «благостным» и радостным. Никогда о подобных переживаниях не слыхала и не знала, что они бывают. Воспоминания об эпизоде «выхода из тела» сохранились подробные, до мелочей. Эмоциональное отношение к эпизоду - нейтральное.
Коротко суммируя эти факты, отметим клинические выражения синдрома «выхода из тела»:
- ощущение выхода из тела происходит неожиданно для пациентки, вне связи с содержанием данного этапа родов или послеродового периода, обычно в первый и последний раз в жизни (однако нам удалось наблюдать трех пациенток, у которых этот синдром отмечался два раза: в родах и в послеродовой период);
- пациентка неожиданно для себя чувствует, что она начинает наблюдать за происходящим со стороны (обычно сверху, чаще из-под потолка). При этом она видит саму себя, со стороны; также видит и соседок по палате и медперсонал. Если это происходит во время родов, то у пациентки исчезают всякие болевые ощущения и восприятие чувства времени; но, как правило, появляется позитивный интерес к происходящему и благожелательное, «умиротворенное» отношение к окружающему;
- восприятие окружающей обстановки происходит достаточно четко. Восприятие звуков может отсутствовать;
- продолжительность переживания оценивается пациентками как краткое (обычно до 1 мин). В то же время специальный расспрос позволяет установить, что фактически прошедшее время было несколько большим. В данном отношении нужно учесть, что изменение субъективного восприятия времени признается в психофизиологии как признак дестабилизации функционального состояния;
- обратный переход осуществляется незаметно, скачкообразно;
- непосредственная эмоциональная реакция на эпизод «выхода из тела», как правило, снижена или отсутствует. Память об эпизоде сохраняется на многие годы (до 40 и более лет). Склонность к его обсуждению и инкорпорации в состав психики обычно зависит от личностных особенностей. Возникновение или обострение психических или соматических заболеваний в дальнейшей жизни с данным эпизодом, как правило, непосредственно не связано.
В числе феноменов, описанных нами при родах, были и такие, которые позволяли предполагать другие типы деперсонализаций, на которых мы не будем останавливаться подробно; помимо пространственной деперсонализации имеет смысл также выделять временную (типа «синдрома множественной личности», которая по последней классификации (DSV-IV) носит название «синдрома диссоциированной идентичности») и статусную деперсонализацию (совмещение принадлежности к двум состояниям сознания, типа «двойной ориентации», или «люцидного сновидения»).
Поскольку большинство читателей уже встречалось с таким феноменом в собственной жизни или может испытать его в будущем, время, потраченное на знакомство с его теорией, не может считаться потраченным зря. Так же опытный путешественник просматривает на всякий случай карты весьма отдаленных местностей, на случай, если провидение его туда занесет.