Найти тему
Monya White

Путешествие во времени: увядающая красота особняка Брусницыных 🥀

Зеркало графа Дракулы, остатки былой роскоши и городские легенды - это все о нем. Именно он открывает истинную жизнь Петербурга того времени.

Затерянный среди заводских корпусов, не с самым примечательным фасадом он скрывает в себе великолепные интерьеры и мистические легенды.

Перед Вами особняк купца Брусницына, приехавшего из Тверской губернии и открывшего кожевенный завод. К 1870-м годам предприятие стало крупнейшим для тех лет. Далее революция 1917-го, и весь труд пошёл прахом: особняк национализируют, и год за годом он ветшает. Здесь размещают то химлабораторию, то управление завода, проводят собрания, снимают фильмы. Кстати, его бальный зал Вы можете встретить в фильме «Гоголь».

Один из самых шикарных петербургских особняков постройки конца XIX века, принадлежал купеческой семье, из-за неоднократной смены нерадивых владельцев утратил часть своих уникальных интерьеров, а оставшееся роскошное наследие рискует вскоре кануть в небытие. Ввиду удалённости особняка от туристических маршрутов, инвесторы в очередь с чемоданами не выстраивались. Неизвестно, что случилось с предыдущим владельцем, но с 2018 -го года особняк перешёл в федеральную собственность и заведует им «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

К сожалению, государственные структуры не всегда в силах обеспечить надлежащий уход и охрану, поэтому в здание наведывали мародёры в поисках спрятанных кладов купеческой семьи. Вдобавок, возникли на ровном месте проблемы с теплоснабжением и электричеством, а питерские климат подобных ошибок не прощает...

Сквозь прохудившуюся крышу дождь лил на перекрытия, отчего влажность повысилась и лепнина с потолка стала отваливаться кусками.

Мраморная лестница в стиле ренессанса с хорошим естественным освещением.
Мраморная лестница в стиле ренессанса с хорошим естественным освещением.

Проходим через парадную лестницу. Сохранились очень ценные мраморные ступени и резные перила ручной работы. Потолок и стены сплошь покрывает лепка с обильным растительным орнаментом, женскими головками и фигурами кариатид.

Витраж искусственный.
Витраж искусственный.

Танцевальный или Белый зал выполнен в стиле Людовика XV. Двухярусная падуга образует плавный переход от стен к плафону, скругляя углы и придавая комнате воздушность и пластичность.
Танцевальный или Белый зал выполнен в стиле Людовика XV. Двухярусная падуга образует плавный переход от стен к плафону, скругляя углы и придавая комнате воздушность и пластичность.
Стены, двери и потолки обильно украшены лепниной с растительными орнаментами и мифическими мотивами — тут воедино сплелись цветочные венки, целующиеся путти и сатиры с музыкальными инструментами.
Стены, двери и потолки обильно украшены лепниной с растительными орнаментами и мифическими мотивами — тут воедино сплелись цветочные венки, целующиеся путти и сатиры с музыкальными инструментами.

Статуэтка Радищева.
Статуэтка Радищева.

Статуэтка сейчас стоит в нише не соразмерной с ней по размерам. С обоих сторон от этой ниши расположены были двери в следующее помещение - гостиную. Но, сейчас дверной проём слева закрыли и декорировали под стену. А справа дверь уменьшили в размере. То же дело рук кинематографистов.

 В раме над камином сохранилось подлинное зеркало, в котором отражается массивная люстра с хрустальными подвесками.
В раме над камином сохранилось подлинное зеркало, в котором отражается массивная люстра с хрустальными подвесками.

Многие зеркала ещё старинные из амальгамы. На подставках при владельцах стояли цветы, при СССР бюсты Ленина и Сталина.

Есть легенда, что в купеческий дом было привезено зеркало, выписанное из Италии, которое ранее висело в усыпальнице графа Дракулы. После его появления были замечены необычные происшествия. По легенде, зеркало до сих пор находится в одной из потайных комнат особняка.

-7
-8
-9
 К Белому залу примыкает курительная комната в мавританском стиле — по моде того времени.
К Белому залу примыкает курительная комната в мавританском стиле — по моде того времени.

Стены украшены мелкой вязью, а под потолком висит старинная люстра из стекла и латуни.
Стены украшены мелкой вязью, а под потолком висит старинная люстра из стекла и латуни.
-12
Возвращаемся в танцевальный зал.
Возвращаемся в танцевальный зал.

Особняк Брусницыных является ярким примером эклектики — архитектурного стиля, сочетающего в себе любые формы прошлого в разных сочетаниях.

-14

Далее перемещаемся в гостиную.

 Она выполнена в стиле рококо и оформлена в теплых коричневых тонах.
Она выполнена в стиле рококо и оформлена в теплых коричневых тонах.
-16
 Стены разбиты на отдельные панно и затянуты подлинным шелком столетней давности. (Шёлк сохранился и по сей день).
Стены разбиты на отдельные панно и затянуты подлинным шелком столетней давности. (Шёлк сохранился и по сей день).
 Два зеркала, поставленные друг против друга, создают иллюзию бесконечной перспективы.
Два зеркала, поставленные друг против друга, создают иллюзию бесконечной перспективы.
-19
Далее идут служебные помещения.
Далее идут служебные помещения.

Первое помещение, куда мы попадаем - кабинет директора (Директор Завода им. Радищева). Отделка стен не сохранилась. 

Сохранилась люстра и лепнина на потолке.
Сохранилась люстра и лепнина на потолке.

Далее идёт приёмная со встроенным скрытым сейфом.

-22

Ещё один маленький сейф в одной из жилых комнат особняка.

-23

Хорошо сохранилась раковина. По тону заметно отличающаяся от декора плитки, что позволяет предположить, что она более поздняя.

Санузел в кабинете директора с потрясающей старинной раковиной.
Санузел в кабинете директора с потрясающей старинной раковиной.

Далее мы попадаем в столовую.
Далее мы попадаем в столовую.

Потрясающий кессонный потолок и богато декорированный буфет. Потолок не деревянный, это лепка.

Также, здесь был большой обеденный стол, но увы он не сохранился.
Также, здесь был большой обеденный стол, но увы он не сохранился.
Красная комната (Бильярдная).
Красная комната (Бильярдная).

В Красном кабинете бильярдный стол не сохранился. В шкафчиках располагались бильярдные аксессуары. А бронзовую люстру можно было спустить к столу.

-28

Далее идут жилые помещения, сделаны просто, без какой-либо отделки. Параллельно всем этим залам в задней части особняка расположена оранжерея. Зимние сад такого размера встречался редко. Крыша была прозрачная - стеклянная, это в советское время её укрепили металлом, которого уже нет.

Отчаянно нуждающийся в реставрации особняк Брусницыных на Васильевском острове — является федеральным памятником архитектуры. У него удивительная судьба, а удивительные интерьеры сумели пережить весь 20 век, с его экспроприацией, блокадой, 90-ми годами.

Но увы, нет дела никому до его состояния. Сейчас остаётся лишь, скрестив пальцы, отслеживать в сети редкие весточки о состоянии особняка и надеяться на чудо...

Спасибо, что дочитали до конца 😉