Найти тему
Беседы о кино

Павел Нилин и два фильма И. Хейфица по его рассказам

Здравствуйте, дорогие друзья!

Одна из важных задач нашего проекта - показать связь литературы и кино, и, с помощью кино, помочь вам познакомиться с прекрасными, но не слишком известными текстами русской литературы.

Вера Панова, Анатолий Иванов, Юрий Герман, Петр Проскурин, Анатолий Калинин, Георгий Марков, Виль Липатов - эти прославленные имена, составлявшие пантеон позднесоветской литературы, глубоко повлиявшие на русскую культуру, увековеченные в шедеврах кинематографа, сегодня незаслуженно забыты.

Почему они забыты и вычеркнуты из всех учебников? Единственный их грех состоит в том, что они любили и прославляли свою Родину - СССР. Сегодня в почёте другие писатели, те, которые свою советскую Родину ненавидели.

Впрочем, время всё расставит на свои места: в последние годы, после долгого перерыва, книги этих писателей вновь издаются - потому что есть читательский спрос.

В этом ряду - по уже названной горькой причине - стоит замечательный советский писатель Павел Филиппович Нилин (1908 - 1981).

-2

Биография у Нилина "неинтеллигентная". Он родился в бедной семье в Иркутске, образования не получил. Его молодость пришлась на первые годы Советской власти, молодой человек служил в милиции, в уголовном розыске. Этот его личный опыт нашёл воплощение в многочисленных книгах о советской милиции 1920-1930-х годов, две из которых стали кинематографическими шедеврами - фильмы "Жестокость" (1956 ) и "Испытательный срок" (1960).

-3

Всесоюзную известность и Сталинскую премию Павлу Нилину принёс сценарий фильма "Большая жизнь" (режиссёр Леонид Луков), о шахтёрах Донбасса, лидер проката 1940 года. Это была, что называется, первая весна Павла Нилина. Вторая весна пришла с выходом в свет "Жестокости" (это самая известная книга автора, выдержавшая десятки изданий, в том числе и современных), а сам Нилин вошёл в Союз писателей СССР, его книги издавались большими тиражами, однако в литературных кругах за Нилиным оставалась слава "милицейского писателя", хотя он писал много и о современной советской жизни 1960-1970-х годов.

-4

Третья весна Павла Нилина пришла в конце 1970-х годов и связана она была с великим советским режиссёром Иосифом Хейфицем - к тому времени уже патриархом советского кино, одним из самых уважаемых режиссёров "Ленфильма".

-5

Иосиф Хейфиц много и успешно работал с советской прозой в середине 1950-х годов, когда вышла его знаменитая "баталовская" трилогия (три фильма с участием молодого актёра Алексея Баталова) - тогда Хейфиц экранизировал прозу Юрия Германа и Всеволода Кочетова (Кочетов - в том же списке из начала статьи). Но, вообще, Хейфиц был беззаветно предан Чехову и вошёл в историю советского кино как автор наибольшего числа экранизаций классика.

Почему же Хейфиц на старости лет отложил в сторону томик любимого Чехова и снова вернулся к современной советской литературе? Потому что нашёл, разглядел в поздней прозе Нилина материал для кино о вечных человеческих ценностях, качествах и проблемах.  Хейфиц снял по книгам Нилина два фильма - "Единственная..." и "Впервые замужем".

-6

Фильм "Единственная..." был снят на "Ленфильме" в 1975 году, режиссёру было уже 70 лет. В основу картины лег поздний рассказ П. Нилина "Дурь" . Это слово здесь использовано в значении "блажь" - мешающее, ненужное, отравляющее жизнь чувство или желание.

Главный герой - водитель Коля Касаткин (его роль исполнил Валерий Золотухин) безумно любит свою жену Татьяну; а она очень любит его - да, так тоже бывает. Родственники и друзья Коли пытаются внушить ему, что жена у него - неверная, встречается с другими мужчинами. К сожалению, однажды ревность побеждает, и Коля с женой разводится. Разводится, женится на другой - а потом страшно страдает, потому что Татьяна - единственная любовь в его жизни.

-7

Фильм этот интересен тем, что в нём играет Владимир Высоцкий (напомним, что он ранее снимался у Хейфица в замечательной чеховской экранизации "Дуэли" - в фильме " Плохой хороший человек", есть в нашей базе). На следующем фото - Хейфиц, Елена  Проклова и Владимир Высоцкий на съемках фильма "Единственная".

-8

К сожалению, впечатление от фильма сильно снижает красавица-актриса Елена Проклова. Её слабая актёрская игра очень мешает зрителю поверить в искренность её чувство. С одной стороны, это делает фильм интереснее: а вдруг Татьяна своего мужа не любит, а только делает вид? С другой стороны, все фильмы И. Хейфица отличаются блистательной актёрской игрой героинь (вспомните "Даму с собачкой", например), но это - явное исключение.

-9

Второй фильм - "Впервые замужем" - это уже фильм без исключений, безусловный шедевр. Он был снят на "Ленфильме" в 1979 году по одноимённому рассказу П. Нилина.

-10

Как и все истории о поздней любви ("Служебный роман", "Москва слезам не верит"), это фильм очень трогательный и нежный. Женщина безграничной доброты Тоня - мать-одиночка, живёт ради своей единственной дочки Тамарочки, боится снова выйти замуж, чтобы не обидеть ребёнка. Роль Тони играет замечательная актриса Евгения Глушенко.

-11

Проходит 20 лет, дочка вырастает хронической эгоисткой, влюбляется в красивого, но бездарного молодого актёра , приводит его к себе домой, начинает стесняться своей небогатой и необразованной матери  и, в конце концов, выгоняет её на улицу. Роль Тамарочки с большим чувством исполняет Светлана Смирнова, блеснувшая в роли такой же безобразной эгоистки в фильме И. Авербаха "Чужие письма".

-12

Правильно говорят в Китае, что материнская любовь - самая великая. А мы от себя добавим, что нет ничего более страшного, чем нелюбовь и грубость по отношению к матери. К счастью, Евгения находит свою позднюю любовь в лице инвалида войны, деревенского вдовца Ефима (Николай Волков-младший).

-13

Фильм заканчивается драматической сценой объяснения дочери, оставшейся у разбитого корыта, и матери, впервые выходящей замуж. На мой взгляд, с драматургической стороны, "Впервые замужем" во много раз сильнее и интереснее, чем "Москва слезам не верит". Этот фильм, безусловно, нужно обязательно смотреть.

-14

Спасибо за внимание!