Вспомните, какие страхи были у вас в детстве? Ведь, мы все чего-то боялись: чудовищ, темноты, насекомых, высоты и т.д. Многие детские страхи являются природными, так называемыми, базальными. К ним, например, относится страх потери опоры, неожиданного громкого звука и прочие. Есть и другие категории страхов, такие, как социальные и внутренние. И самое первое и главное, о чем надо говорить с ребенком в этом разрезе, это то, что бояться – нормально, это свойственно абсолютно всем людям.
Знакомство со страхами должно быть неотъемлемой частью процесса развития эмоциональной сферы ребенка. И одна из приемлемых, а самое главное, безопасных форм такого знакомства – опосредованно через творческие произведения. Желательно, чтобы ребенок был старше 2-3 лет, умел говорить, чтобы с ним было возможным обсудить содержание страшных сказок, мультиков или фильмов, а главное поговорить о чувствах малыша. Но надо всегда исходить из индивидуальности реакций и личности каждого ребенка, поэтому, для кого-то потребуется отложить знакомство со страшилками на более поздний период.
Дети постарше часто сами ищут различные способы «пощекотать нервы» - просят почитать страшную сказку или тайком смотрят ужастики. Ругать тут в общем-то не за что. Если вас начинает беспокоить, что ребенок увлекается «пугающим» контентом чрезмерно, постарайтесь в спокойной обстановке поговорить с ним, выяснить, что тянет его к этому, какую потребность он удовлетворяет таким образом? В любом случае, очень важно поддерживать доверительные отношения с вашим чадом, чтобы в случае «травматизации» и появления у ребенка фобии, можно было вовремя это понять и обратиться за помощью к детскому психологу.
Страшные сказки или мультфильмы, на самом деле, также учат основным жизненным и моральным ценностям: что добро побеждает зло, а подлость не остается безнаказанной; что на каждого злодея найдется герой, способный его победить; что превосходство существует не только в физической силе, но и уме, смекалке, доброте, отваге и т.д. Поэтому детей непременно стоит знакомить с такими произведениями, чтобы у них был конструктивный опыт проживания страха, тревоги, даже ужаса. Ведь, если окружать ребенка только положительным и радостным, создавать «тепличные условия», у него просто не сформируется способов реагирования на стресс, а первая ситуация тревоги или страха обернется полным коллапсом и потенциально паникой. Таким образом, главной функцией страшилок является выработка у детей конструктивных защитных механизмов для совладения с реальными угрозами.
@ психолог Ксения Полтавец