Самая главная задача для предпринимателя — собрать миссии, принципы и правильных людей. А для этого нужны ценности.
Ценности важны для человека. Это такая линейка, благодаря которой мы подбираем шаги, процессы, пути для того, чтобы реализовать наши цели.
В психологии существует спиральная динамика, где выделяют 8 уровней ценностей: 1 — выживание, 2 — родство, 3 — власть, 4 — цель, 5 — достижения, 6 — консенсус, 7 — интеграция, 8 — целостность. Каждый человек находится на одном из этих уровней.
Ведущие компании — это те, которые смогли качественно осуществить переход с одного уровня на другой последовательно.
Сейчас инвесторы смотрят на то, какая у тебя команда.
- Могут ли ценности меняться?
Да, могут. Есть 2 классических подхода: 1) целенаправленная работа по изменению ценностей (психолог, психотерапевт, коуч, наставник, ментор), 2) кризис.
- Как действовать в кризис и улучшить ценности компании внутри коллектива?
Нужно принять ситуацию, пересмотреть ценности, которые сейчас есть в компании,коммуникацию с персоналом, развитие отдела. Если есть какое-то видение, как компания может сейчас расти — нужно это делать. Необходимо развивать своих сотрудников и создавать для них условия развития и обучения тому, что будет нужно завтра.
- Какие есть ограничивающие убеждения сотрудников?
Есть 3 самых разрушающих убеждений, которые являются стеной между сотрудником и компанией. Задача руководителя сделать 2 вещи: 1) создать условия, чтобы не было причины появления этих убеждений, 2) если одно из них уже есть, убрать и поменять их у людей.
Миссия, ценности, цели, видение и корпоративная культура могут создать такую среду.
1. Меня в этой компании не ценят, я всего лишь винтик, который приносит деньги руководителю. Нужно разговаривать с сотрудником о его целях, стремлениях, сильных и слабых сторонах, как он живет, какие у него планы.
2. Успехи компании никак не связаны с моими действиями. Не говорить, что другой отдел молодцы, а ваш — нет.
3. Эта компания имеет двойные стандарты и правила. Руководитель или учредитель сам должен следовать правилам своей компании, чтобы это делали и сотрудники.
Необходимо всей командой обсуждать, что значит тот или иной принцип для эффективной работы.
- Что нужно, чтобы принципы работали?
Есть 4 условия:
1. Принципам должны следовать абсолютно все сотрудники компании.
2. Принципы должны быть четко сформулированы (чтобы люди не интерпритировали их по-своему).
3. Принципы должны быть четко донесены сверху вниз (каждый человек должен понимать принципы одинаково, и нужно контролировать это — давать обратную связь сотрудникам).
4. Вся жизнь компании должна быть пронизана этими ценностями (напоминания сотрудникам, обращения к сотрудникам сквозь фильтр принципов, но не навязчиво). Нужно делать так, чтобы люди не просили конкретную задачу, а сами решали, что они могут сделать лучшее для компании, следуя ее принципам.
- Есть ли связь между ценностями предпринимателя, как человека, и ценностями компании, которую он создал?
Да.
Есть 3 ведущих базовых мотива — власть, достижения, причастность (автор Дэвид Макмэлан).
Власть: потребность контролировать, потребность влиять (на рынок, на людей), воздействие на эмоциональное состояние (человека), престиж (подчеркивание статуса, достижений, принадлежности к группе людей).
Достижения: потребность быть лучше себя, лучше других; потребность в развитии (хотят стать экспертами в той теме, в которой они разбираются, и карьеру свою строят в глубину).
Причастность (мотив отношений, дружбы): создание друзей, удержание дружеских отношений, тусовка (нахождение в группе друзей).
Чаще всего действует мотив причастности.
У Netflix работает мотив достижения (т.е. сотрудник должен соответствовать определенному уровню).
У Apple — мотив власти (подчеркивание власти, тотальный контроль всего, и люди хотят быть принадлежными к этой группе).
Мотивы собственника определяют какие мотивы и корпоративная культура будут в компании.
Если человек хорош в достижениях, то не нужно развивать власть или причастность. Нужно развивать свои сильные стороны.
- Как сотрудники могут получать дополнительную нематериальную выгоду от организации?
Модель Компас Ценностей: развитие сотрудника. Руководитель выступает в виде коуча. Нужно помочь сотруднику осознать, какие у него есть ценности, и помочь найти способ их развивать и реализовывать, выполняя задачи на работе в компании. Таким образом, сотрудник создает для себя дополнительную ценность работы в этой компании. Т.е. чтобы они вдохнули новый смысл в те действия, которые они выполняют.
Сейчас у всех равные возможности и те, кто сумеет сейчас соориентироваться и двигаться вперед с правильными людьми рядом, достигнет успеха. Для этого нужно создать миссию и принципы компании.
Смотрите эфир полностью по ссылке: https://youtu.be/j3jfHlFJm80