Найти тему
СЛОВО

Сретение

Вы никогда не задумывались, почему именно сегодняшний праздник называется Сретением, Встречей?

Нет, большинству памятны классические святоотеческие объяснения смысла этого события: Ветхий Завет встречается с Новым, обнаруживая в нем то, что скрывалось в многосотлетней истории взаимоотношений Израиля с Богом. Вот, оказывается, для чего Бог спас семью Ноя, призвал Авраама, благословил Исаака, Иакова, позволил выжить двенадцати коленам Израилевым, дал закон, учредил царство, руками Давида и Соломона позволил ему достичь могущества, а затем руками иноземцев разрушил его. Вот для чего посылались пророки, вот для чего было составлено Священное Писание.

Но ведь встреча с Симеоном и Анной — это не единственная встреча в Новом Завете. По сути, то же символическое значение имеет, например, встреча Марии и Елизаветы, которая является также первой встречей Иисуса и Иоанна Крестителя. Да и Крещение Христа на реке Иордан также было встречей Ветхого и Нового Заветов. Более того, и выход Христа на проповедь является ничем иным как завершением ветхозаветной истории Израиля…

Ключевым элементом праздника Сретения — на что мы часто не обращаем внимание — является Храм. Иерусалимский храм — это средоточие ветхозаветного благочестия, это тот религиозный максимум, который был доступен благочестивому иудею. Нет большей святыни, чем храм и верность ему, присутствие в нем мыслится как высшая ценность. И потому родители Христа, и Он Сам, с одной стороны, отдают дань максимально возможноу для дохристианского человечества благочестию. А с другой, показывают: вот Новый Храм — Богородица, вот новое Святая Святых — Богомладненец. Теперь система координат изменилась, теперь в центре нее не храм, построенный Давидом и Соломоном, а потом восстановленный при Ездре, но Тело и Кровь Христова — соединенная с Божеством в единой ипостаси человеческая природа. «Ибо как Он, сущий Бог, неизменяемо по естеству делается человеком, и обрезывается плотию, и крещается, и терпит прочее не ради Себя, но ради нас, чтобы мы, будучи человеками, по благодати соделались чрез усыновление богами, и обрезались духовно, а не по Закону, и крещением омыли греховную скверну, и распялись миру, и возстали Богу» (Афанасий Великий).