Почему многие преподаватели хотели бы вернуться к советской модели высшего образования
Недавно проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара опубликовала в своем телеграм-канале некоторые результаты опроса преподавателей вузов в рамках проекта «Рождение российской магистратуры». Опросы показали, что многие преподаватели хотели бы вернуться к советской модели высшего образования.
Прочитав этот пост, я поймал себя на мысли, что в чем-то я согласен с этими преподавателями, особенно, если говорить о магистерских программах в региональных университетах. Конечно, рассуждать о всей ступени высшего образования целиком достаточно сложно, поэтому говорить буду о том, что ближе – о жизни и судьбе региональной магистратуры в области экономики и управления.
А жизнь эта достаточно сложная. Бюджетных мест в магистратуру по экономике выделяется в регионы, как правило, крайне мало. Сформировать полноценную и рентабельную группу из этих бюджетных крох обычно невозможно, поэтому основная надежда – на внебюджетный набор, который является постоянной головной болью деканов и руководителей магистерских программ.
Проректор Высшей школы экономики Валерия Касамара запустила важную дискуссию
Выпускники экономического бакалавриата в большинстве своем в магистратуру родного вуза не идут, и причин этому много. Во-первых, дорого – в прошлом году год обучения в очной магистратуре по экономике стоил порядка 100 тысяч рублей, для многих регионов – это большие деньги. За бакалавриат родители платить готовы (ведь без высшего образования нельзя!), за магистратуру – далеко не всегда.
Во-вторых, часть выпускников экономических направлений уезжают учиться в магистратуру в столицу. Сейчас ведь сложилась парадоксальная ситуация – поступить на бюджет в магистратуру столичного вуза зачастую проще, чем у себя дома – в вузах столицы бюджетных мест на порядок больше. Оговорюсь сразу: здесь речь не идет о пяти-семи «топовых» вузах, скорее, скажем так, о достойных московских вузах «второго эшелона».
А многие обеспеченные родители изначально закладывают для своих детей такую «образовательную траекторию» – четыре года бакалавриата дома под присмотром, а затем два года на платном месте в солидном московском вузе. И диплом престижный, и в столице за это время своего ребенка можно обустроить, и работу в серьезной компании подыскать.
Наконец, причина номер три, возможно, самая существенная – большинству выпускников бакалавриата по экономике, остающимся жить и работать в регионе, магистерское образование просто не нужно. Согласитесь, оно не нужно тем, кто планирует работать в малом бизнесе. В нем не нуждаются те, кто трудоустроился в налоговые инспекции, микрофинансовые организации, страховые компании. Я специально полистал профессиональные стандарты для ряда финансовых профессий – специалиста казначейства банка, специалиста по страхованию, специалиста рынка ценных бумаг – и убедился, что бакалавриата для рядовых должностей в этой сфере вполне достаточно, а до руководителя отдела или управления дослуживаются далеко не все.
Так кто же из выпускников экономического бакалавриата все-таки остается в магистратуре родного вуза? Те, кто планирует в дальнейшем поступить в аспирантуру, но таких единицы. Еще одна категория – это молодые люди, которые таким образом продлевают отсрочку от военной службы. Таких тоже сейчас не очень много. Наконец, те, для кого профессиональная карьера без диплома магистра практически невозможна. Здесь, в первую очередь, речь идет о тех, кто планирует связать свою жизнь с органами государственного и муниципального управления.
В России вновь горячо обсуждают возможный возврат к советской системе высшего образования
Так что при наборе на платные места – основная надежда на тех, кто закончил бакалавриат по неэкономическим направлениям. Всегда есть выпускники, недовольные своим первоначальным выбором профессии либо мечтающие об административной работе, где экономическое образование действительно необходимо. В «эпоху специалитета» такие люди всегда шли на программы второго высшего образования, да и теперь бакалаврские программы для тех, кто имеет уже одно высшее образование, существуют. Однако народ быстро разобрался в особенностях национального законодательства – второе высшее на бакалавриате можно получить за три года, а для магистратуры достаточно два – два с половиной года. Да и диплом другого уровня!
«А как этим абитуриентам удается сдать вступительный экзамен по специальности?», – спросите вы. Разумеется, удается – ведь вузу надо скомплектовать полноценную группу, о чем мы выше уже говорили, да и дополнительные внебюджетные средства ни одному вузу никогда не мешали. А для опорных университетов учредитель установил даже специальный показатель, характеризующий долю магистров в общем контингенте студентов. Так что хоть с улицы студентов в магистратуру приглашай.
Вот и собирается магистерская группа, в которой пять отличников экономического бакалавриата, поступивших на бюджетные места, три программиста, по паре инженеров, учителей и терапевтов.
Представьте теперь сложности преподавателя, работающего в этой группе – как сделать так, чтобы одним было интересно, а другим понятно?
Высшее образование вновь могут ждать серьезные перемены
Сейчас специалисты начнут мне возражать – студентов с разной подготовкой можно разделить, для «непрофильных» бакалавров можно ввести специальные дополнительные дисциплины. Будут говорить о серьезной мотивации тех, кто не имеет базового профильного образования. Но делить студентов реально только там, где их достаточно много, в большинстве региональных университетов такой возможности нет. Что касается мотивации… Подавляющее большинство студентов магистратуры (даже очной) работают, причем работают на полную ставку. Поэтому учебные занятия в очной магистратуре во многих региональных вузах проводятся в вечернее время. А какой уже мотивации можно говорить после насыщенного рабочего дня.
В заключении добавлю, что многие выпускники бакалавриата, которые не пошли в магистратуру, все-таки в личных беседах выражают тревогу, что в дальнейшей трудовой жизни диплом бакалавра им окажется недостаточным. О недостатке полученных знаний тревожатся, кстати, значительно реже. Поэтому я закончу цитатой из того же поста уважаемой Валерии Касамары: «В целом авторы исследования констатируют желание преподавателей «вернуть как было» как естественную реакцию на неопределенность…». Есть о чем подумать.
Евгений Белый, доктор технических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, автор телеграм-канала «Наука и университеты»
Читайте больше на нашем сайте