Текущая ситуация в России и мире связанная с пандемией коронавируса, и связанная с этим ухудшающаяся экономическая обстановка заставляет правительства разных стран предпринимать различные меры помощи, в том числе и предприятиям. Одним из таких решений в нашей стране было автоматическое продление многих разрешающих документов, срок которых истекал в 2020 году, и для этого было выпущено Постановление Пр-ва РФ № 440 от 3 апреля 2020 г. Данная мера позволяла предприятиям не думать о том как переоформить или продлить свои разрешения и лицензии, а всю энергию направить на решение вопросов о своём, если не развитии, то хотя бы выживании. Однако 2020 год закончился, а пандемия продолжается, поэтому данный вопрос опять начинает перед многими предпринимателями возникать. Видимо, понимая это правительство решило продлить действие Постановления и 08 февраля 2021 году выпустило Постановление Пр-ва РФ № 109 от 04 февраля 2021 года, это новое Постановление так же до конца 2021 года проделывает действие многих разрешительные документов, но не всех даже если они ранее были включены в Постановление № 440. На самом деле нужно просто прочитать внимательно действующую редакцию Постановление №440, в которое и внесло изменение Постановление № 109.
Экологические документы
В частности, нас касается то, как обстоят дела с документами в экологической сфере. И по итогам свежего Постановления Правительства на 1 год продлевают своё действие документы, срок которых истекает до 31 декабря 2021 года. Вот перечень этих документов:
· Лицензии на пользование недрами;
· Договоры водопользования;
· Решение о предоставлении в пользование организациям водных объектов;
· Разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (для объектов 1-й категории НВОС);
· Разрешения на сбросы веществ в ОС (тоже для объектов 1-й категории НВОС);
· Срок действия положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) – здесь, если быть точным, срок продлевается до 31 декабря 2022 года, т.е. даже больше чем на 1 год;
По сути, действие Постановления распространяется на «срочные» документы, т.е. документы, имеющие срок действия. «Бессрочные» документы, такие как лицензии на обращение с отходами, не затрагиваются, оно и логично – у них и так нет ограничения по действию.
Методики расчета выбросов в атмосферу
Тут мы подошли ещё к одному интересному моменту: Постановление Правительства № 109 добавило в Постановление № 440 «Приложение №18», в котором и говорится о методиках расчёта вредных выбросов в атмосферу.
Так вот – до 01 июля 2021 (только до середины года), цитируем: «допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик …осуществляемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации» . Т.е. до середины 2021 года официально и законно можно пользоваться неутверждёнными методиками, а этот вопрос был очень чувствителен в 2019 году и особенно в 2020 году, когда Роспотребнадзор массово «заворачивал» присылаемые ему документы, которые были сделаны по методикам используемыми годами, но не внесёнными в реестр допущенных методик. А ведь ещё до середины 2020 года было всего 2 или 3 утверждённых методики, а экологи в своей работе использовали десятки других, по которым ранее у Роспотребнадзора не было вопросов.
Правда и тут не обошлось без исключений:
1) Использование данные методик разрешается только в следующих случаях:
· При подготовке КЭР;
· При разработке Декларации о воздействии на окружающую среду (ДВОС);
· При получении разрешений на выброс (по сути – разработке проекта ПДВ).
Но что делать, например, при подготовке проекта СЗЗ или если необходимо поставить на учёт объект НВОС? Неужели этими методиками уже нельзя пользоваться? Но ведь всем ясно что это нелогично… На лицо опять какой-то пробел или недоработка законодательства.
2) Данные методики всё равно нельзя применять в 12 городах – участниках эксперимента по квотированию выбросов (мы о квотировании выбросов писали не так давно). Что тоже странно т.к. городам наподобие Челябинска или Магнитогорска с их массовыми производственными зонами наоборот нужно постоянно разрабатывать какие-либо документы, а им, получается, придётся только ждать, когда будут утверждаться методики, разрешённые к использованию.
Однако всё-таки для большинства организаций и природопользователей данные поблажки окажут ободряющее действие и позитивно скажутся на их работоспособности.
Нам же по традиции остаётся только пожелать всем успехов и до связи на нашем канале!