«Три мушкетера» - любимый многими поколениями роман, а Александр Дюма – почитаемый автор. Его знают все, все его хотя бы раз читали, а если не читали, то точно смотрели. «Но мы знаем его «от и до», что же интересного может быть в истории создания этого произведения?», – спросите вы. «Погоня за гонораром», – отвечу я.
Дюма писал «Трёх мушкетеров» в формате газетного сериала, где в каждом новом номере печатался новый эпизод. Договоренностью по гонорару была фиксированная плата за одну строку. И поначалу всё было прекрасно: Дюма пишет, издательство публикует, газеты крутятся, деньги мутятся, так сказать. Но затем Дюма подумал: «А почему бы мне не увеличить свой гонорар, не прикладывая значительных писательских усилий?».
В случае с поэзией это с самого начала было бы сделать нетрудно, так как одна строка в стихотворении минимум в три раза короче одной прозаической строки. Но переходить из традиционного романа в лироэпос Дюма не планировал. Поэтому самым простым способом к увеличению дохода при построчной оплате было… правильно! Увеличение количества диалогов!
Это же просто гениальный способ растянуть прозу на короткие строчки. Но вот ведь незадача: как сделать так, чтобы уже имеющиеся герои разговаривали как можно более кратко, если они уже зарекомендовали себя как довольно разговорчивые граждане, аргументирующие свою точку зрения?
Тогда Дюма решился на поворот событий в романе. Он вводит персонажа по имени Гримо, который был слугой Атоса. Он-то и стал инструментом по увеличению заработка писателя. Почему? Да потому что отвечал Гримо на любое высказывание в свой адрес односложно. «Да», «Нет», «Не знаю» и что-то в этом роде, изредка добавляя другие короткие фразы. А как вы можете догадаться, общался с ним Атос довольно часто, по известным для автора причинам.
- Ты уже гулял сегодня?
- Да.
- Не правда ли, что на улице просто потрясающая погода? Солнышко согревает своими весенними лучиками, ветер колышет листья деревьев, ласково касается лица, что хочется петь, словно пташка…
- Да.
- Мне сегодня так грустно и одиноко… А как твои дела?
- Норм.
- Встретимся сегодня? Поболтаем, выпьем чая, хочется поговорить обо всем на свете…
- Го
Наверное, у всех есть такой неразговорчивый товарищ. Так вот, знайте: он по-любому фанат Гримо.
Издательство, кажется, не заметило внезапного увеличения количества строк и уменьшения их объема и продолжало платить Александру построчный гонорар. Однако в продолжении «Трёх мушкетеров» – книге «Двадцать лет спустя» – Гримо стал гораздо более разговорчив. Отчего же, спросите вы? Ну, даже не знаю. Может быть, потому что больше сблизился с Атосом и другими героями и стал более уверенным. А может просто потому, что при выпуске книги «Двадцать лет спустя» оплата от издательства теперь высчитывалась не за одну строку, а за каждое отдельное слово.
В любом случае, неважно, какими уловками пользовались авторы для того, чтобы получить большой гонорар за свои произведения. Они трудились и имели на это право. Но сейчас все авторские гонорары в прошлом, произведения завершены и давно известны. А потому нам остается лишь перечитывать шедевры, пересматривать экранизации и иногда вспоминать про интересные отсылки к истории создания произведений.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить другие интересные факты о литературных шедеврах со всего мира!