На его песнях выросло не одно поколение не только советских, но и американских детей. Он – рекордсмен книги Гиннесса. Он обожает своих маленьких поклонников за то, что они не такие, как мы – взрослые. "Жизнь" побывала в гостях у композитора Григория Гладкова, автора музыки к мультфильмам "Пластилиновая ворона", "Падал прошлогодний снег" и многих других.
- Как Вам удалось в советское время объехать почти всю Америку?
- Первый раз я попал в туда во время горбачёвской перестройки. Приехал на форум русско-американской молодёжи. Мы остановились в кэмпе – это что-то вроде общежития. Американцы сидели вечером у костра, а мы сидели по комнатам. В нашей команде были известные люди - актриса Наталья Вавилова, врачи, инженеры. Я выступал со своими песнями, и меня заметил Джон МакКатчан (John McCutcheon) – известный в США композитор, работавший в жанре семейной музыки, который получил за свою жизнь шесть “Грэмми” за детские музыкальные альбомы. В 1991 году он пригласил меня в совместный тур (Friendship tour). Во время этих гастролей меня избрали почётным жителем двух американских городов - Дефианс (штат Огайо) и Шарлотсвилл (штат Вирджиния) и предложили подписать контракт с американцами, но я вернулся домой, потому что здесь остались родители и работа. Даже мысль не мелькнула эмигрировать в США. Я тоже пригласил Джона в Россию, и мы тут сняли чудесный фильм. Я живу в России, я исконный, корневой русский шляпа-московбой. У меня здесь могилы предков, если я уеду, то они зарастут. В то же время моя жизнь тесно связана с США. В этой стране более 8 миллионов русскоязычных жителей, для которых я часто выступал. Американский композитор Том Чапин сочинил одну замечательную песню про то, что все люди на земле - родственники. Как-то мы проводили акцию с одной детской телерадиокомпанией, в которой, по задумке, атомный ледокол с детьми приплыл на Северный полюс. И там мы все вместе исполнили эту самую песню Тома Чапина Family tree, что в переводе значит – семейное дерево. Это было очень торжественно и трогательно.
- Вы пользовались популярностью у девушек?
- В меня даже влюбилась одна американка, но я её так сильно не любил, как она меня. Она приехала в СССР и восторженно изучала русскую литературу, Чехова. Это случилось ещё в брежневские времена. И так получилось, что она смогла уговорить меня подать заявление в ЗАГС. Она спросила так: “Гриша - ты смелый?” Я отвечаю: “Да”... Мы были молодые авантюристы. Это было ещё одно весёлое приключение для меня. Сейчас она - преподаватель высокого уровня в одном американском вузе. Однажды я поехал в Коктебель на море, сижу на пляже, пою песни под гитару. Мимо проходят молодые ребята, которые оказались мультипликаторами из Киева – мы с ними познакомились и подружились. Известный художник-мультипликатор Игорь Ковалёв потом вспоминал с улыбкой, что я был весь исписан телефонами девушек: Галя, Света… и рядом номера. Представьте - пляж, солнце и я, молодой, холостой с гитарой, с бородой, весёлый и музыкальный, спортивный, красивые зубы, руки. Девушки были от меня без ума.
- 90-е годы стали непростыми для многих артистов. А как Вы выживали?
- Я спокойно перенёс этот период. В 1991-92 годах ещё по инерции работали детские отделы филармонии. Так что я трудился даже по профессии. Зрители уже перестали ходить на классическую музыку и чтецов, а вот детские концерты посещали с удовольствием. Помню, в Челябинске у меня было аж 18 выступлений! Потом мои мелодии стали использовать в рекламе - брали и писали на них свои стихи. В советское время я никогда не прогибался перед комсомолом, да и после не лебезил ни перед какими продюсерами. Просто хорошо делал любимое дело. Меня приглашали на телевидение. В дог-шоу «Я и моя собака» меня позвал Михаил Ширвиндт. Я тогда написал композицию «Такая удача, такое веселье, если хозяин с тобой...». Ширвиндт мне потом сообщил, что меня пригласили, потому что я «не замешан в попсе». Напомню, что, когда пришла перестройка, активно развивались шансон и попса. Но мне эти жанры никогда не были близки. И я обрадовался приглашению на передачу, потому что сам очень люблю собак. Всегда подбирал бездомных бедолаг. И сейчас у меня дома живёт уличная собака. Котам я тоже посвятил себя - сочинил про них 15 хитов. Я считаю, что моя песня «Чья это фигурка, дымчатая шкурка…» про Мурку вошла в историю не как блатная, а как композиция про кошку.
- Вы были знакомы со многими известными музыкантами того времени, например, с Игорем Тальковым…
- Я познакомился с ним в Свердловске, когда мы работали в концерте с Людмилой Сенчиной. Её муж, Стас Намин, прислал Талькова как аранжировщика и руководителя группы. Людмила Сенчина отмечала, что Игорь был разносторонним певцом. Я запомнил его как очень принципиального человека. Как-то в Геленджике он узнал, что сметы на концерт больше, чем ему показали. И он гнался за администраторами до самого аэропорта. Догнал и заставил выплатить все деньги. Чувство справедливости у него, как и у Эдуарда Успенского, было очень обострённым. Тальков однажды спел «Я обязательно вернусь в страну не дураков, а гениев…». Когда у него был день рождения, я в Сети написал: «Игорь, мы тебя ждём, но приезжать пока рано, здесь ещё много дураков». Ещё в моей жизни встречались прекрасные женщины. Ирина Муравьева была одной из первых исполнительниц моих песен. Она так блистательно поёт! Замечательная актриса и певица Наталья Варлей. Лена Тимошенкова, которая организовала Творческий Центр «АRТИСТ». Там талантливые дети обучаются игре на музыкальных инструментах, живописи, актёрскому мастерству и многому другому. Я благодарен Марине Капуро, которую я записывал для своего фильма. Её интонация - это просто иголка в сердце. Оксана Фёдорова – ещё одно чудо в жизни нашей семьи.
- Как повлияли на Вас Ваши родители?
- Моя мама работала заведующей яслями, поэтому я всегда любил детей и посвятил им своё творчество. Папа трудился строителем - от него я заразился тягой к строительству. Я сам умею возводить дома: от фундамента до крыши, вот только печь не могу сложить так, как отец. В своей жизни я построил три дома. Один из них восстановил на реке Волге. А получилось так. Во время выступления я присмотрел домик в умирающей деревне и купил его. Там находилось два сруба: в одном когда-то жили люди, а во втором был амбар, остальное сгнило. В красивейшем месте на берегу легендарной реки я построил новый шикарный дом с причалом.
- Вы страдали от цензуры?
- Однажды я сотрудничал с издательством. И молодая девушка-редактор всё время правила мою книгу. Я ей сказал: «Если Вы доверили мне написать произведение, так уж и доверяйте до конца. Эти книги будут покупать люди, поэтому автор не должен заменять в них свою сущность и взгляды”. Я сам прошёл советскую школу цензуры и отлично знаю, что это такое. Расскажу вам один случай, связанный с цензурой. Для исполнения песни «Закрывать и открывать глаза» в мультике про ворону мы хотели пригласить Леонида Утёсова. Для меня в молодости его имя было недосягаемым идеалом. Художник нарисовал для мультфильма мебель в чехлах. В интерьере цветы, фикусы. Едут машины марки "Победа". Нам хотелось, чтобы голос исполнителя сразу же ввёл зрителей в атмосферу прошлых лет, так как этот сюжет мы посвятили всем нашим родителям, но цензура запретила нам эфир с голосом Утёсова. Нам сказали, что исполнитель сам отказался участвовать. На самом же деле Утёсов был в чёрном списке на телевидении. Тогда многим известным и талантливым людям выход в эфир был закрыт, например, Жанне Бичевской, Евгению Мартынову, но мы нашли певца, который пел голосом Утёсова - известного конферансье Арнольда Гумницкого. И получилось лучше, чем мы могли предположить! Но худсовет его не утвердил. Тогда наш мультипликатор Александр Татарский, режиссёр мультфильма, отомстил цензорам. Он пригласил исполнить эту песню Леонида Броневого. Он тоже поёт блистательно, но разразился скандал. В творческое объединение «Экран» позвонил сам председатель Госкомитета по радио и телевидению и гневно спросил: «С каких это пор в советском мультике поёт группенфюрер СС Мюллер?» Именно с этой ролью в фильме «Семнадцать мгновений весны» ассоциировался Леонид Броневой. У меня его фонограмма до сих пор сохранена.
- Мультик «Пластилиновая ворона» обвиняли в безыдейности. И всё-таки есть ли там идея?
- Конечно. Это идея свободы, творчества и радости жизни. Я очень любил композитора Исаака Дунаевского, потом эти мотивы я услышал у "Битлз" и Сергея Никитина. Я обожаю всё весёлое и позитивное. "Пластилиновая ворона" – это отдельный жанр.
- Не все знают, что именно Вы помогли спасти "Спокойной ночи, малыши"...
- Непростое было время! Мы записывали передачи у меня в квартире, потому что студии просто не было. Я получал деньги с концертов, а мои коллеги не получали ничего. Я их кормил, чтобы они не голодали и хоть как-то обогрелись. Зато в передачах мы рассказывали детям много интересного: что такое крещендо (постепенное увеличение силы звука) или диминуэндо (постепенное уменьшение силы звука). Потом ситуация начала исправляться, и у нас появилась профессиональная студия. А ещё через какое-то время пришла новая команда, с которой мы подружились. Ведущая передачи Оксана Фёдорова стала крёстной моего сына. После ужасного теракта в Беслане мы вместе с ней ездили туда выступать перед школьниками. Она очень мужественно себя вела, она же не только ведущая, но и офицер милиции. Когда летели обратно, я подошёл к ней и попросил крестить моего сына, и она согласилась.
- Какие мультфильмы Вы смотрите с удовольствием?
- Папа Римский однажды сказал: “Смотрите советские мультфильмы, потому что в советских мультиках отображены все Божьи заповеди”. Я с ним согласен. В год 100-летия нашей анимации опросили множество специалистов, чтобы они составили рейтинг мультфильмов. «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег» заняли 14-е и 16-е места. А самым лучшим мультиком стал мультфильм, в котором вообще нет музыки, а только..... угрозы - «Сейчас спою» ("Жил был пёс". - Прим.ред). Сегодня наша мультипликация на подъёме. Есть два рода мультфильмов - это артхаус и коммерческие. Первые - очень хорошие, такие, как «Варежка» Романа Качанова, «Ёжик в тумане» Юрия Норштейна. Коммерческие, в основе которых лежит цель в дальнейшем продавать товары с героями мультфильмов, тоже классные. Это сериалы «Смешарики», «Лунтик». Познавательные и яркие детища студии «Мельница». Сериал «Алёша Попович и Тугарин Змей». Во всех чувствуется школа режиссёра Александра Татарского.
- У Вас прекрасная семья. Почему вы решили присутствовать на родах своих детей?
- Да, это главный подвиг моей жизни. Я считаю, так и должно быть. Во-первых, мужчина обязан поддержать женщину и пережить вместе с ней эмоционально рождение ребёнка. Во-вторых, при нашей медицине нужно следить, чтобы всё сделали правильно. На Западе все медицинские манипуляции снимают камеры и пациенты могут оспорить неправильные действия врачей. Почти все дети с ДЦП в России - это ошибки врачей при родах. Это была моя идея, жена, наоборот, не хотела, стеснялась, что я буду рядом. Вообще, мальчиков сейчас воспитывают не совсем правильно. Девочки везде замечательные, воспитанные, всегда хорошо одеты, даже при небольшом достатке. Парни же сбиваются в стаи, какие-то группы. Им всегда нужно что-то взорвать или сломать. Если парень тянется к образованию, то его унижают. Ни при каких родах присутствовать и помогать своей женщине они не будут. Где же девушкам искать порядочных женихов? В то же время мальчики более ранимые, их нельзя воспитывать по-солдафонски. Девочка поплачет и простит, а мальчик в себе затаит обиду на всю жизнь. Потом удивляемся, что мужчины так рано умирают. Посмотрите вокруг - одни бабушки и почти нет дедушек. А в прайм-тайм по телевидению показывают сериалы, в которых мальчишки видят превосходство грубой, примитивной силы. Это очень плохо. Нужно по телевидению образовывать детей, рассказывать им о национальной идее, а не трясти грязным бельем.
- Какие идеи Вы бы ещё хотели воплотить в жизнь?
- Когда пришёл миллениум, провели опрос среди людей, чего же они ждут от 21 века. Я лично предлагаю две вещи. Во-первых, перестать убивать в кино, потому что мысль материальна. За каждое убийство в кино, нужно судить так же, как и в жизни. Нельзя из автомата просто так стрелять ни в человека, ни в животное. Ведь с экранов такое видят наши дети! Надо посчитать, сколько убили людей в кино и сколько погибло на войне. И составить такой же список мёртвых. Показывать смерти просто так для рейтинга телеканалов нельзя. Вторая моя идея – это убрать асфальт по всей Земле. Я не понимаю, почему об этом не говорят экологи, но асфальт просто закупоривает планету. Я это точно знаю, ведь по первому образованию я инженер. Люди должны переселиться жить на второй этаж. Дома нужно поднять так, чтобы снова на земле росла трава, а насекомые и животные могли бы свободно передвигаться. Человек создан самым умным среди всего живого, чтобы спасать землю, а не быть её узурпатором. Я хочу, чтобы эти мысли стали моим завещанием и на моём надгробии появилась надпись вроде такой: «Этот парень спел про таблицу умножения и попросил жить людей на втором этаже».
Автор: Юлия Ягафарова (@bianzel)