Писать сценарии - игра в долгую
Без сомнения, вам советовали "научиться ждать", когда дело доходит до создания фильмов, но что это значит?
Сценаристу-продюсеру Аллану Скотту потребовалось 30 лет, чтобы сделать свой самый громкий хит на Netflix "Ход королевы".
Роман Уолтера Тевиса про шахматы был опубликован в 1983 году, и Скотт сразу же заметил его, купив эксклюзивные права на экранизацию в 1993. В последующие годы он сосредоточился на том, чтобы сделать из романа фильм (“Я не буду смущать всех режиссёров, с которыми мы не снимали фильм, но я работал, по крайней мере, с восемью разными режиссёрами”, - говорит он).
В конце концов, сценарист и режиссёр Скотт Фрэнк понял, что история будет лучше всего работать как мини-сериал, а не фильм, что означало, что она наконец-то попадёт на наши экраны.
Проект страсти
Если ваш проект мечты (passion project) или карьера сценариста переживает кризис, то наберитесь смелости от этих 12 хитовых фильмов.
Как и многие фильмы, их путешествие от маленькой идеи-искры к большому экрану заняло много-много лет. Учитесь на опыте сценаристов и создателей этих фильмов.
1) Вселенная Стивена Хокинга // The Theory of Everything (2014)
"Первой искрой стало чтение книги Стивена Хокинга "Краткая история времени" в 1988 году, - объясняет Энтони Маккартен о своём сценарии "Вселенной Стивена Хокинга", - но в тот момент это была искра в темноте, потому что я никогда не предполагал, что буду в играть роль в рассказе этой истории или создании фильма о ней.”
Позже, в 2004 году, Маккартен прочитал мемуары Джейн Хокинг о её жизни со Стивеном. Это была вторая искра. После нескольких драфтов сценарий попал в руки подходящего продюсера в 2009 году, а съёмки начались в 2013 году.
“Для моей нервной системы было бы выгодно, чтобы это произошло годами раньше”,-говорит Маккартен о 10-летнем путешествии от сценария к экрану.
"В длинном пути есть и хорошее, и плохое. Без сомнения, это позволяло улучшать сценарий, но проблема в том, что вы всё время верите, что у вас есть готовый сценарий, и думаешь, что мы находимся в отрасли, где хороший сценарий попадает в производство. Но это не всегда так. Увидев фильм, который снят, стоит сказать, чтобы годы ожидания не прошли зря."
Урок: Не расстраивайтесь, если ваш сценарий не будет сделан так быстро, как вам хотелось бы. Верьте в то, что даже если это займет много времени, это будет стоить ожидания.
2) Кролик Джоджо // Jojo Rabbit (2019)
Мать Тайки Вайтити подарила ему книгу Кристины Люненс "Птица в клетке" в 2010 году. Вскоре после этого он самостоятельно выкупил права на экранизацию.
"Если ты так сильно хочешь снять фильм, напиши сценарий", - приводит слова Тайки продюсер Картью Нил. - "Так он и сделал. Он не стал дожидаться разрешения."
Вайтити написал адаптацию книги – "Кролик Джоджо" – вскоре после этого, и хоть сценарий попал в Черный список 2012 года, разработка фильма застопорилось из-за отсутствия топового актёра, готового сыграть роль Адольфа Гитлера.
“Всё дело было в том, чтобы подобрать кассовых актёров, когда дело доходит до создания исторических фильмов”,-объясняет Вайтити. “Поэтому многие инвесторы говорили: “Нам нужен актёр категории А, чтобы сыграть Гитлера."
Спустя 4-5 лет, когда Вайтити был в постпродакшне фильма Тор: Рагнарёк, что Fox Searchlight сказали, что они поддержат фильм, если он сам сыграет Гитлера. Вайтити почувствовал, что готов принять вызов.
“Эта тема очень чувствительна, и я знал, что должен сделать всё правильно”, - говорит он. “Это ещё одна причина, по которой я сделал Кролика Джоджо – потому что мне было страшно. На этом этапе моей карьеры я чувствовал, что готов принять вызов.”
В январе 2020 года, через 10 лет после того, как он впервые прочитал эту книгу, Вайтити получил приз "Оскар" за лучший адаптированный сценарий. Вызов принят и преодолен.
Урок: Творческие задачи помогают нам расти, учиться и становиться лучшими сценаристами. Так что не бойтесь принять вызов, который пугает вас (в хорошем смысле). Как сказала покойная, великая Сьюзен Джефферс: Почувствуй страх и всё равно сделай это!
3) SuperПерцы // Superbad (2007)
Сет Роген написал черновик "СуперПерцев" вместе со своим другом детства Эваном Голдбергом в Ванкувере в середине 90-х, когда им было всего по тринадцать.
“Не было фильмов, которые действительно запечатлели бы то, что мы испытывали, поэтому мы написали такой”, - говорит Роген.
Они продолжали работать над сценарием в средней школе и в последующие годы (как описывает Роген, "это была одержимость... они что-то постоянно писали и переписывали"). Они даже работали по телефону после того, как Роген ворвался в Голливуд с подростковым сериалом Джада Апатоу "Хулиганы и ботаны".
Когда в 2000 году это шоу было отменено, Апатоу призвал Рогена не только играть, но и писать. Несколько студий действительно выразили интерес к Superbad, но запустили бы в производство, только если бы Роген и Голдберг переписали его под рейтинг PG-13 (“И мы просто сказали "нет").
Отсутствие студии в течение нескольких лет дало двум авторам больше времени, чтобы сделать свой сценарий ещё лучше. Они улучшили его структуру, провели читки и работали с наставниками, такими как Апатоу. К тому времени, когда студия наконец была готова запустить проект, их работа над сценарием "СуперПерцев" полностью окупилась.
"Я не могу подчеркнуть, насколько хорошим был текст к тому времени, когда я его прочитал", - говорит Джона Хилл. - "Это было просто безумно смешно. И очень трогательно." Многие из нас согласятся с ним.
Урок: Иногда вы можете только урывками работать над passion project, а это значит, что написание займет больше времени. Неважно. Продолжайте работать над этим, продолжайте совершенствовать его – и не бойтесь искать (и принимать) любые советы и помощь, которые вы можете получить на этом пути.
4) Кэрол // Carol (2015)
В 1997 году к Филлис Наж обратились с предложением адаптировать книгу Патриции Хайсмит "Цена соли", и это был первый раз, когда она была нанята для написания сценария.
Наж закончила проект за шесть месяцев, но, как она отмечает, “После первого драфта у нас было около тринадцати лет фальстартов и людей, приходящих и уходящих... партнеров по производству, потенциальных инвесторов, режиссёров. Из-за того, что было так трудно получить финансирование, люди перешли на другие проекты.” В том числе и сама Наж.
Более 10 лет спустя её снова попросили поработать над проектом, но продюсерам потребовался целый год, чтобы убедить её сделать это.
“Я боялась, что не смогу воспроизвести тот первый настоящий прилив юношеского задора”, - говорит она. Кроме того, сказала она им, "слишком много провела в этом проекте, это слишком больно … Я устала от этого. Найдите какого-нибудь милого, ничего не подозревающего автора.”
Но они уговорили её, и “как только я вернулась, я подумала: "Почему я боялась? Конечно, это легко, когда вы так хорошо знаете материал."
Перенесемся на 18 лет вперёд после того, как Наж написала свой самый первый черновик, – в 2015 год, когда, как она отмечает, люди лучше реагировали на фильм с двумя главными женскими ролями. "Кэрол" наконец была выпущена и тепло встречена зрителями.
Урок: Не бойтесь вернуться к старому сценарию, если сейчас подходящее время – в индустрии, в обществе, внутри себя – сделайте это. Если вы любили его тогда, скорее всего, вы полюбите его снова. И сейчас, возможно, самое время для него найти свою аудиторию.
5) Прибытие // Arrival (2016)
Эрику Хейссереру очень понравился рассказ Теда Чанга 1998 года "История твоей жизни" ("это оказало на меня очень глубокое эмоциональное воздействие", - говорит он). Хейссерер сам выкупил права на эту историю и написал сценарий в качестве spec script (сценарий без заказа).
“У меня было много страсти к этому конкретному проекту, и именно поэтому я не отпускал его”, - объясняет он.
Но это была тяжелая битва, в течение нескольких лет, чтобы привлечь других на борт и сделать этот прыжок веры.
“Мы пытались донести это до всех студий, и все сказали "нет", - говорит он. Некоторые продюсеры были заинтересованы только в том, чтобы он сменил главного героя на мужчину.
Но, как говорит Хейссерер, тот факт, что это был его собственный сценарий, означал, что "у нас были на руках все карты, и это было прекрасно. Я хотел сам режиссировать этот сценарий, чтобы показать им, что имел в виду."
Наконец, после продления опциона с Чангом и написания/режиссуры фильма "Побеждая время" Хейссерер смог получить для "Прибытия" зелёный свет.
Команда компании 21 Laps поднялась на борт, поработала с Хейссерером над новыми драфтами сценария и отнесла его режиссёру Дени Вильневу, которому он очень понравился.
Урок: Испытываете ли вы страсть к идее или исходному материалу? Подумайте о том, чтобы написать свой сценарий как спецификацию – это будет означать, что вы повышаете свои шансы работать с коллегами, которые разделяют ваше видение.
6) Прочь // Get Out (2017)
Демократические праймериз 2008 года – в частности, соревнование между Бараком Обамой и Хиллари Клинтон – вдохновили писателя-режиссёра Джордана Пила написать свой социальный триллер "Прочь".
“Это заставило меня взглянуть на расу и пол с точки зрения друг друга”, - объясняет он. “То, как некоторые из моих любимых фильмов – "Степфордские жены", "Ребенок Розмари" – касались развенчивания мифа о гендере, вдохновляло меня. Я чувствовал, что пришло время, чтобы появился фильм, который провернул подобное с расой.”
Думая об этом как о “весёлом проекте” без крайнего срока или даже шанса на успех, Пил работал над наброском и сценарием около пяти лет. ("Я пошел домой, скрутил кое-что и сел писать сценарий", - говорит он).
Когда идея Пила была подхвачена в 2013 году продюсером Шоном Маккитриком.
- Я сказал прямо за столом: "Хорошо, я куплю эту идею и заплачу вам за её написание", вспоминает Маккитрик. - "Я думаю, он был немного шокирован". Сценарий был написан только наполовину.
Но потом "Я сделал драфт за два месяца", - говорит Пил. "Прошли годы с тех пор, когда я задумал этот фильм. К тому времени, как я сел и начал писать, я уже знал каждую сцену.”
Четыре года спустя результатом стал один из лучших фильмов 2017 года. Пил также вошел в историю как первый чернокожий сценарист, получивший премию "Оскар" за лучший оригинальный сценарий.
Урок: Пил сказал в своей речи на Церемонии Вручения премии “Оскар": "Я переставал писать этот фильм около 20 раз, потому что думал, что это невозможно… Я думал, что никто никогда не снимет этот фильм.” Вот вам и урок: не останавливайтесь. Пишите для удовольствия. И сохраняйте веру!
Автор статьи: Андреа Манн
Автор перевода: Сергей Литвинов . Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.