Найти тему
nsknews.info

Уехать от холода: как кататься на велосипеде в Новосибирске зимой

Оглавление

Бегунами, тем более лыжниками, зимой никого не удивишь. А вот велосипед незаслуженно убирают на балкон. Хотя кататься можно даже в минусовую температуру: несколько десятков новосибирцев так даже на работу ездят. Что нужно, чтобы комфортно передвигаться по городу на двухколёсном транспорте, расскажут «Новосибирские новости», а советами поможет председатель движения «Привет, велосипед!» Алексей Куницин.

Вероника Иванова, nsknews.info

Подготовка к зиме: шипованная резина и давление в покрышках

При поездке на работу или на велопрогулку велосипед нужно «переобуть». «У меня шипованная резина. На льду она цепляет лучше. Я стараюсь ездить по тротуарам — снег счищают, под ним наледь. После гололедицы везде каток. В таких условиях износ покрышек условно нулевой: нагрузки почти нету, как летом на летнюю, по асфальту. Мой комплект стоит 5 тысяч рублей. Но этого хватит надолго, ведь ездить приходится не так часто», — делится опытом Алексей Куницин.

Следить важно и за давлением в покрышках: минимальное значение не должно опускаться ниже значения, указанного на борту покрышки. Иначе покрышку может разорвать или оторвать ниппель. На холоде воздух сожмётся, в тепле минимально допустимое значение превратится в ноль.

Лучше использовать жидкую смазку для цепи, она будет замерзать не так сильно. Механизмы смазывать зимой надо чаще: из-за снега больше влаги контактирует с деталями. «С улицы если прийти в помещение, снег тает и в подшипниках остаётся влага. Я бы посоветовал зимой после каждой поездки осматривать механизмы, и если где-то появились признаки ржавчины, то сразу почистить и смазать», — делится советом Алексей Куницин.

Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Перед зимой вообще советует всё проверить, ведь летом загрязнённые детали — не так критично, а вот зимой в сочетании с влагой это может стать проблемой. Например, начнут заедать тормозные тросы. Если тормоза дисковые, не стоит забывать о более длинном тормозном пути. Если ободные, то они на морозе ниже −5 задубеют и не будут работать. Но разогреются за 20 коротких торможений подряд за счёт трения об обод.

Чтобы грязь с дороги не летела на одежду, велосипеду нужны крылья.

Они и в дождь спасут, и при езде по лужам. Подойдут полноразмерные, которые до середины высоты накрывают заднее колесо и максимально далеко вперёд покрывают переднее.

Обычный велозвонок, у которого механизм вращается, звонить на морозе перестаёт. «Дуделка» холод переносит стойко: звук такой же громкий.

Зимой влага может повлиять на механизмы. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Зимой влага может повлиять на механизмы. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Что надеть: специальные перчатки и маска

«Вообще, самый главный секрет — ничего специально на зиму для велосипедиста не нужно. Все думают, что нужно специально что-то, это мне нужно три формы одежды, сменить полвелосипеда. А вообще-то ничего не нужно, я вот езжу в обычных джинсах и зимних ботинках. Единственное, что куртку выбираю горнолыжную: если жарко, могу какой-нибудь клапан открыть», — рассказывает Алексей.

Алексей Куницин: «Если жарко, могу какой-нибудь клапан открыть». Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Алексей Куницин: «Если жарко, могу какой-нибудь клапан открыть». Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Ездить зимой на велосипеде — это как быстро ходить по нагрузке на организм. Нужно прикинуть: сегодня быстро пойду по улице — будет жарко в одежде или холодно? Можно шарф использовать, балаклаву, велосипедную маску: зимой, как летом, не разгонишься, ведь поверхность под колёсами рыхлая, но хотя бы сильного ветра в лицо не будет.

Перчатки, как советует зимний велосипедист, лучше использовать горнолыжные — в обычных будет прохладно. Что касается шлема, то поверхность не такая твёрдая, как летом. Даже если это укатанный снег. Ездить в шлеме или без — выбор каждого.

Чаще всего велосипедисты получают другие травмы — рук и ног, и шлем в этом случае не панацея. Зимняя шапка тоже определённый амортизатор. Есть случаи, когда он полезен.

А вот чтобы уберечь штаны, касающиеся педалей, можно закатывать брюки выше самой большой шестерни передач, а вниз надеть тёплые гольфы до колен — как у горнолыжников и альпинистов.

В обычных перчатках может быть прохладно. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
В обычных перчатках может быть прохладно. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Манера езды: прямо, медленно и плавно

Зимой под колёсами всегда скользкое покрытие. Поэтому нельзя резко поворачивать и «перекладывать» велосипед на скорости: боковые части протектора на снегу, льду и даже просто мокром асфальте почти не держат.

Слежавшийся снег, выбоинки, ледяные наросты и кочки опасны боковым соскальзыванием и почти стопроцентным падением. Нужно ехать прямо и крепко держать руль, ведь его будет вырывать.

Нужна дистанция, разгоняться опасно: тормозной путь по слякоти и наледи вырастает вдвое по сравнению с сухим асфальтом.

Под колёсами скользко — лучше ехать медленнее. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Под колёсами скользко — лучше ехать медленнее. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Нелётная погода: ветер и метель

Комфортно на велосипеде в хорошую погоду, без ветра и метели. Зимой нужно учесть, что выхлопные газы ниже к земле из-за холода, потому вдоль загруженных магистралей дышится тяжело.

«Но я зимой стараюсь редко ездить по дорогам. В основном только там, где выделенная полоса, фактически по Красному проспекту. На Восходе есть возможность. На Советской тоже получается. По Богдана Хмельницкого через дворы удобно, я там и летом езжу. Через Сосновый бор хорошо зимой ездить. В основном стараюсь по тротуарам или через дворы, ведь зимой снег на обочинах. Всё это удлиняет путь», — рассказывает о своём катании по городу Алексей.

Комфортно на велосипеде и летом, и зимой ездить на расстояние пяти-семи километров. Зимой эти же пять-семь километров занимают времени больше, скорость-то падает. Если летом она около 24 км/ч, то зимой — около 15 км/ч.

«С другой стороны, моя дорога на общественном транспорте из дома до работы зимой тоже занимает существенно больше времени. Падение скорости у всех видов транспорта. А на велосипеде на работу по-прежнему приезжаю быстрее», — рассказывает Алексей. С 4-го микрорайона добраться ему нужно до пересечения улиц Нарымская и Дуси Ковальчук.

Если из дороги до работы делать велотренировку желания нет, то можно зимой и просто кататься. Некоммерческий велоклуб «Райдер» в социальных сетях нередко собирает единомышленников для зимних мини-походов и велопрогулок. Маршруты не такие длительные, как летом.

Зимой веломаршруты укорачиваются. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Зимой веломаршруты укорачиваются. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

Заграничный пример: финны ездят и в –30

Самый яркий пример зимнего велокатания — скандинавские страны. Особенно Финляндия, где есть город Оулу. Расположение почти на полярном круге не мешает жителям позиционировать его как столицу зимнего велодвижения.

Велоклуб «Райдер» часто собирает единомышленников для зимних велопрогулок. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info
Велоклуб «Райдер» часто собирает единомышленников для зимних велопрогулок. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

«У них и летом почти половину перемещений совершают на велосипедах. Это грандиозная цифра для любой другой велосипедной страны, кроме Амстердама в Нидерландах и датской столицы. Зимой в Оулу число пользователей двухколёсного транспорта падает. Только 20% поездок совершают, крутя педали. Их минимум во многих других странах близок к пику.

А жители Оулу ездят и в 30 градусов мороза. У них среднегодовая температура вроде даже чуть ниже, чем у нас», — рассказывает Алексей Куницин.

Похожие примеры есть в Канаде, в провинции Квебек — город Монреаль. Везде работает, по словам велоактивиста, такая очерёдность при чистке улиц: сначала техника чистит пешеходные дорожки, потом велодорожки и только потом автодороги.

Главный аргумент канадцев и скандинавов — большинство перемещений люди совершают без транспорта: от авто- или велопарковки до учебной аудитории, магазина, офиса или родного дома всё равно приходится хоть немного, но пройтись пешком.

Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 9 января 2019 года.