П олеты рейсовых иностранных воздушных судов на аэродром Хабаровск начались в далекие семидесятые годы прошлого столетия. Вначале это были «Боинг- 707», японской авиакомпании “ JAL ”, затем воздушные суда Северной Кореи, Южной Кореи, Китая, США. В последние годы, благодаря бурному развитию международных отношений и демократизации общества, зачастили воздушные суда частных авиакомпаний различных стран мира. Побывали у нас и чета из Австралии, совершающие свадебное путешествие вокруг земного шара – у богатых свои причуды. Информационное обслуживание таких «эксклюзивных» полётов осуществляло Хабаровское представительство компании ФЕРАС, Инк.
В девяностые годы начали активно осуществляться полеты, с посадкой на дозаправку в Хабаровске, самолетов «Боинг-747» частных грузовых авиакомпаний, таких как « Konnie Kalita », « Continental Airlines ltd »., « Delta airlines », « Evergreen international airlines », « Polar air сargo », «Atlas airlines», « Tower air », « Cargolux airlines », «Southern air». Бывали дни, когда в Хабаровске собиралось до 7 самолетов «Боинг-747», и им приходилось ожидать с работающей ВСУ (вспомогательная силовая установка) на рулежных дорожках очереди на заруливание на перрон для заправки от ЦЗС. Работать было и интересно, и ответственно!
… Наиболее сложным этапом полета является заход на посадку. Это известно, наверное, даже не авиационному специалисту. За заходящим на посадку самолетом, как правило, следили не одна пара глаз, это те, кому положено по должностной инструкции – диспетчеры СДП (стартового диспетчерского пункта), а также старшие диспетчеры ЗВП (зоны взлета и посадки), АДЦ (аэроузлового диспетчерского пункта) и РПА (руководитель полетов аэродрома). Но у должностных лиц, кого временно переводят из одной смены в другую, эти чувства более обострены оказанным доверием и грузом ответственности. Перевозка свежих овощей и фруктов самолетами «Боинг- 747» из Гонконга в Анкоридж – обычная практика американских бизнесменов. Это дает им уверенность в том, что на столе рядовых американцев ежедневно самые свежие фрукты и овощи.
Не был исключением и этот полет. Загрузившись и заправившись топливом «Боинг-747» авиакомпании « Polar air с argo » со взлетной массой около 400 тонн тяжело оторвался от взлетно-посадочной полосы международного аэродрома «Chek Lap Kok» в Гонконге и взял курс на Хабаровск. Предстоял полет продолжительностью около 5 часов и прибытие в Хабаровск планировалось около 8 часов утра местного времени.
Контроль за работой диспетчерского состава в АДЦ осуществлял старший диспетчер , обладающий большим опытом диспетчерской работы и навыками пилотирования легкого самолета в местном аэроклубе, временно переведённый в смену к руководителю полётов аэродрома Горяйнову А.В. Погода была благоприятная, как говорят «миллион на миллион». Экипаж Боинга выполнил полет по установленной схеме и приступил к снижению на предпосадочной прямой. До полосы оставалось чуть больше пяти километров. Из динамиков буднично прозвучал доклад экипажа о готовности к посадке и разрешение диспетчера «…clea re d to land, ranway 23 left …». На аэродроме расположены две параллельные взлетно-посадочные полосы, с расстоянием между осями 290 метров. Капитан Боинга неоднократно бывал в Хабаровске и его и экипаж вполне устраивало то, что ненавязчивый сервис наземных служб аэропорта на их быт на борту воздушного судна не оказывал абсолютно никакого влияния, представитель авиакомпании на аэродроме был всегда предупредителен и вежлив, брифинг осуществлялся в кабине экипажа, а цена на топливо (предстояла дозаправка около 80 тонн керосина) приятно радовала.
Старший диспетчер, да бы проконтролировать полёт визуально, вышел из зала АДЦ в коридор и прильнул к окну. В мутном стекле просматривался силуэт самолета, и даже на таком большом расстоянии – внушительных размеров: один размах крыльев около 60 метров. Из-за своих размеров, самолет как бы висел в воздухе и почти не двигался. Прикинув угол между собой, самолетом и ВПП и применив навыки пилота, он неожиданно для себя решил, что самолет заходит на посадку не на левую, а на правую полосу!!!
Быть беде, решил он, и опрометью кинулся назад в зал АДЦ, вбежав, с порога, крикнул диспетчеру посадки: «Угоняй Боинг, он не на ту полосу заходит!». Руководитель полётов, не ожидая такой прыти от старшего диспетчера, подумал, что и впрямь ЧП, и отменять указание не стал. Экипаж Боинга невозмутимо подтвердил команду диспетчера, выполнил необходимые процедуры, перевёл двигатели на взлётный режим и самолет как бы нехотя, плавно, почти с высоты выравнивания, отправился на повторный заход… .
На вопрос диспетчера СДП о причинах угона – самолет заходил нормально, на левую полосу, его тут же обвинили в отсутствии контроля, но, потом, поразмыслив, стали искать причину. И она нашлась, благо по аэродрому бегало множество беспризорных псов, сбивающихся в стаю и донимавших цех бортпитания. Оправдательная версия была готова, и её, как основную, сообщили капитану корабля. Подивившись нашей бдительности и принципиальности в вопросах безопасности полетов, экипаж поблагодарил диспетчера.
Оказался и экипаж доволен и невиноватые виновники целы. Вот только инспекция по безопасности полётов не разделила версию службы движения и мнение экипажа.
На то она и инспекция.