Сретенье Господне - встреча с Иисусом Христом в Иерусалимском храме праведным Симеоном и Анной Пророчицей. И этот праздник приходится всегда на 15 февраля по новому стилю календаря. И это христианский, церковный, праздник.
В этот же день, 15 февраля, по народному календарю, встречаются друг с другом Зима и Весна. И эта встреча тоже называется Сретенье, то есть здесь обыкновенное совпадение, этимологические обыгрывание называется - созвучие.
Потому что слово "сретение" на славянском означает - " встреча".
И в первом случае Сретенье - встреча с Господом нашим, Иисусом Христом, и одновременно это встреча - только Зимы и Весны.
В любом случае и тот, и другой праздник хорош.
В этой статье я хочу рассказать об истории и самой традиции нашего народа отмечать встречу Зимы и Весны - Сретенье.
- У славян этот день, Сретенье, считается сезонной границей: первая встреча Зимы и Весны. И по этому поводу существует целый культурный слой традиций, примет, поговорок и пословиц.
- Например, такая примета: "Коли на Сретенье небо звездное - дорога к весне будет долгой". Небо у нас на Сретенье, в моей местности, на Урале, было звездное, и Месяц-Месяцович гулял красивый по этому небу. В общем, было красиво, но жаль, если Весна припозднится - уже хотелось бы как можно скорей первых подснежников, первоцветов, первую зелень...
- В центральной России, существовала в деревнях такая традиция: незадолго до заката деревенские детишки собирались на каком-нибудь пригорке и заклинали солнышко: "Солнышко-ведрышко! Выгляни, красное, из-за гор-горы! Выгляни, солнышко, до вешней поры! Видело ли ты, солнышко, красную Весну? Встретило ли, солнышко, ты свою сестру?..." И если солнышко успевало ещё раз выглянуть перед закатом, то считалось, что крепких морозов больше не будет, а если солнышко не выглядывало, то, значит, жди "власьевских" морозов.
Остановлюсь на этом чуть-чуть, это так интересно: "Власьевские"морозы приходились на 24 февраля, в день святого Власия Севастийского. У крестьян в России это был очень и очень известный праздник, называли его ещё коровьим. Этому святому крестьяне молились о сбережении домашнего скота, о благополучии в семейной жизни и в хозяйственных делах.
- Я тоже помню этот праздник. Мои дедушка и бабушка жили в селе, а бабушка хранила очень многие традиции, которые были впитаны ею от своих родителей. Так вот, однажды зимой я почему-то какое-то время жила у бабушки.
И вот однажды утром бабушка зовет меня к столу, а там с пылу с жару пышки сдобные стоят, масло растопленное - сладкое, вкусное почему-то оно мне таким казалось, настоящее-то масло, и блины.
- Сегодня у нашей Буренки праздник, - торжественно объявила бабушка, - угощайся, здоровья нашей Буренке не забудь пожелать. Ты угощайся, а я пойду и её булочками угощу.
- Буренку? Пышками? Бабушка!
- Сегодня праздник у ней, пойду угощу!
Вот такой диалог состоялся у нас с бабушкой в тот февральский денек. Я до сих пор помню, что у коров тоже был праздник.
- В этот день, в 19-м веке, к церкви хозяева сгоняли своих коров, священник окроплял их святой водой, а перед этим обязательно служился молебен, и, оказывается, давали коровам есть пышки с молочной кашей ( вот откуда у бабушки эта традиция пышками корову угощать). Делалось это для того, чтобы у коров был хороший удой. В церковь в этот день с пустыми руками не приходили: приносили коровье масло и клали в дар святому Власию. И знаете какая поговорка была по этому случаю? - "У Власия и борода в масле".
- Вот такая интересная история с "власьевскими" морозами. Забыто это сейчас всё. Да и коров-то уже теперь в селах почти никто не держит, единицы. Как жаль. А я бы хотела пожить в такой деревне, где коровы утром идут на пастбище, у пруда гуси стайками хороводятся, козы нагуливают где ни попадя - я это видела всё в СВОЁМ детстве, у меня есть такие воспоминания и они теплые, хорошие. В селах и деревнях чисто было, на улицах нигде бурьян не рос, как сейчас: всё скотинка съедала.
Вернёмся к традициям Сретенья.
- От бабушки же, кстати, я слышала об обряде продажи ребёнка.
- Оказывается, когда она была маленькая, то её тоже "продавали"- не по-настоящему, конечно, а обряд такой был для привязывания ребенка к счастливой, благополучной и здоровой жизни. И его проводили именно в Сретенье.
- Обряд заключался в следующем: договаривались с какой-нибудь старушкой из деревни о том, чтобы она выступила в роли покупателя ребенка. Старушка приходила к дому, стучала в окно и просила ей ребеночка продать. Причём платила она за ребенка настоящими деньгами, на которые потом покупались свечи. Ребенка подавали старушке обязательно через окно, в которое она стучалась. Возвращая малыша, старушка обязательно должна была произнести слова: "Живи на моё счастье!". Вот такая игра - обряд. Свечи, которые покупались на деньги от "продажи" ребенка, ставились как в церкви так и дома. Считалось, что пламя этих свечей зажигает огонь жизни растущего ребенка.
Моя бабушка и дедушка выросли в центральной России в добротных, крепких крестьянских семьях, зажиточных как бы ещё сказали. Семьи были крепко верующими и чтившими народные традиции.
Бабушка даже в советское время читала Евангелие и Библию, и хоть некуда было ходить молиться - церкви-то были закрыты, да разрушены, дОма она всегда молилась и был у нас у бабушки и Красный угол с иконостасом даже в те времена, и лампадка горела, и свечи ставились, и к пище всегда приступали только после молитвы бабушки, хотя нас никто молиться не заставлял - дело это было добровольное, а бабушка до конца дней своих традиции блюла и соблюдала.
Вот так на примере истории моей семьи я рассказала о традиции праздника Сретенья. А мы, к сожалению, уже ничего этого и не соблюдаем, и не знаем. Жаль.
Спасибо, если вы дочитали мою статью-воспоминание.
И в конце статьи я хочу дать ссылку на статью о православном празднике Сретенья Господня. Почитайте - это интересно:
Меня зовут Татьяна. Если вам понравилось на моей страничке - заходите ещё: я буду вам рада!