Продолжаем разбирать протокол показаний Атманаки, свидетеля по делу о гибели группы Дятлова.
Почему меня заинтересовали именно эти показания ? Потому что при анализе (документов в том числе) обычно прибегаю к методу поиска пиков – самых крупных отклонений от среднестатистического значения в конкретном случае. Объем показаний Е. Масленникова, члена городской маршрутной комиссии, занимает 13 страниц. А здесь вдруг такая словоохотливость свидетеля из разряда «проходил мимо»! И, само собой, встает вопрос – а кто вообще этот Атманаки ?
«2 февраля, получив на заводе отпуск, приехал в Свердловск для подготовки к участию в походе высшей категории трудности по Северному Уралу в составе сборной команды области. 6 числа, закончив все подготовительные работы, группа в количестве восьми человек выехала поездом Свердловск – Североуральск. На следующий день прибыли в Серов, где осмотрев город, сделали пересадку на Ивдельский поезд и в 12 часов ночи прибыли в Ивдель. В городе пробыли полтора дня в связи с тем, что на следующий день не было автомашины до поселка Вижай – начальному пункту нашего похода. Все свободное время занимались подготовкой снаряжения и доукомплектованием.»
Чем занималась группа Атманаки со второго по шестое число ? Самое логичное предположение – ожидали дальнейших указаний. Как мы помним, Золотарев намеревался закончить поход раньше. Когда нашли тело Кривонищенко, то тело рядом с ним было принято за Золотарева (только чуть позже выяснили, что это Дорошенко). Скорей всего, вместе с Золотаревым закончить маршрут раньше должен был и Кривонищенко. И они должны были выйти к узлу связи, чтобы отправить телеграмму, отчитаться о проделанной работе. И крайним сроком было 6 февраля. Поэтому группа с Атманаки во главе выжидала до 6 февраля.
Теперь возвращаемся к материалам дела. Датой открытия дела считается самая ранняя дата, проставленная в документах по делу. И такой документ, датированный 6 февраля, в материалах дела есть. Место допроса поселок Вижай. Допрос проведен 6 февраля 1959 года. Начальник Полуночного поселкового отделения милиции допросил в качестве свидетеля Попова Василия, начальника части связи Вижайского лесоотделения.
Свидетель показал [орфография оригинала сохранена]: «Во второй половине января месяца на Поселке Вижай я видел две партии туристов. Которые направлялись в район уральского хребта, лично сними разговоров не имел.
В первых числах февраля месяца 1959 года в Поселке Вижай были сильные ветры.
Ветер подымал массу снега и наносил сугробы, хотя осатков практически небыло, были на открытых местах занесены дороги. Я проживаю в поселке Вижай 1951 года. Таких ветров непомню что были впервых числах февраля 1959 г.
Записано собственноручно
Верно –
в чем и расписываюсь /Подпись /»
В чем суть этого допроса ? После гибели ракеты, запущенной из Капустина Яра, скорей всего было выдвинуто предположение, что с группой Дятлова что-то произошло, поэтому для подстраховки заранее шла подготовка к разработке версии стихии – сильные ветры, неблагоприятные погодные условия. Потому-то этот протокол (благодаря прокурору Темпалову) и оказался в деле, несмотря на странную дату. Ведь палатку найдут только 25-26 февраля, а 26 или 27 февраля – первые тела. И только позднее к дате 6 /II-59 будет спереди дописана двойка – 26/ II-59.
Но для нас самым важным является упоминание Вижая, даты 6 февраля, и того, что допрошенный свидетель – начальник части связи Вижайского лесоотделения. Несомненно, ему были заданы и другие вопросы относительно туристов, телеграмм и выхода на связь, но информация подобного рода, как мы понимаем, ушла в другие архивы.
А теперь возвращаемся к протоколу допроса Атманаки:
« В Вижай приехали около полудня, в лесничестве узнали подробности относительно нашего предстоящего маршрута и договорились в автохозяйстве, что попутной машиной нас довезут до поселка II Северный, откуда легче всего выйти на маршрут. Однако вечером машины не было и нам пришлось заночевать в школе с тем, чтобы на другой день начинать движение. На совете был окончательно выработан маршрут и график движения, после чего наш предстоящий путь выглядел так: … »
«На совете был окончательно выработан маршрут и график движения». Позвольте, а разве его не надо было нигде утверждать ? А в маршрутной комиссии ?
Мы видим, что группа с Атманаки во главе практически идет по следу группы Дятлова. Ивдель, Вижай, 2-ой Северный. А из каждого из этих населенных пунктов отправляются дальше, только на 100 процентов удостоверившись, что они точно идут по следу дятловцев.
Далее в протоколе допроса Атманаки в мельчайших подробностях излагает маршрут их группы, состав, описывает ежедневное продвижение, пишет, что 13 февраля за несколько часов прошли тринадцать километров, пришли к Бахтиярову, переночевали у него, принимали их довольно гостеприимно. На следующий день сын Бахтиярова вывел их на «тропу». А потом из подробного рассказа Атманаки выпадают два с половиной дня. «Два с половиной дня были сплошным ползаньем по целинному снегу».
И вот насколько я ни была бы наивным и доверчивым человеком, но когда из очень подробного рассказа выпадают 2,5 дня (14, 15, первая половина 16 февраля) (кстати, сегодня как раз 16 февраля), это наводит на определенные размышления и, по меньшей мере, заставляет задуматься.
К описанным в протоколе допроса Атманаки событиям 17 февраля вернусь завтра. А, поскольку, в протоколе допроса есть несколько, так сказать, сюжетных линий, не хотелось бы их валить в одну кучу, а размотать каждую ниточку по отдельности:
1. Роль группы Атманаки;
2. Продвижение группы Атманаки до утра 14 февраля;
3. Два с половиной дня, выпавших из описания, надо искать в других архивах;
4. 17 февраля;
5. Описание поисков.
Не покидала мысль, зачем Атманаки дает список своей группы (хотя допросов остальных членов его группы в деле нет), пока в тексте показаний не наткнулась на следующую фразу: «После возвращения вся группа отправилась на нашу явочную квартиру готовиться к вылету».
Именно не на квартиру сбора, как сказал бы обычный участник поисков, «прикрепленный» к конкретному адресу, куда направляется на отдых или для приготовлений между участием в поисках, а на нашу явочную квартиру.
Квартира явочная
жилое, реже служебное помещение, негласно используемое органами государственной безопасности по специальной договоренности с ответственным за него лицом для приема агентов (резидентов). Явочными квартирами пользуются и резиденты для приема находящихся у них на связи агентов.
Ответственное за жилое или служебное помещение лицо вербуется органами государственной безопасности в качестве содержателя явочной квартиры.
Намеренно не даю никаких собственных суждений на этот счет. Всё и так понятно.
Тем более, когда в тексте допроса проскальзывает такая фраза Атманаки: "После осмотра палатки отправились вниз, указав людям Слобцова предполагаемое место для базового лагеря и дав команду им спускаться туда и переносить снаряжение". Указав, дав команду... Значит, вы имели право давать такие команды, свидетель Атманаки. А протокол допроса одновременно был и отчетом о проделанной группой (список группы указан в самом протоколе) работе, за некоторым исключением, которое предназначалось для другой инстанции.