Найти тему
Квадрат Корнеевой

Ветераны на фронте у власти

Когда поправки в Конституцию только вносились, многие, и я в их числе, недоумевали по поводу некоторых формулировок. Среди прочего, там было такое (и есть):

"Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога,......, признает исторически сложившееся государственное единство".

Когда я Дмитрия Пескова спросила о том, а, собственно, каких именно предков имел в виду президент (а это его поправка), какие идеалы они нам передали и, наконец, какого Бога, Птица-Тройка ответа не дала.

Однако именно сегодня, кажется, ответ начинает возникать, так скажем, в пространстве все более отчетливо.

Суд о клевете в адрес ветерана со стороны Алексея Навального помогает нам разобраться в предках и идеалах: государственная машина дает нам устойчивую, неколебимую и простую конструкцию: ветераны -- это святые, они не люди, со своими слабостями, пороками, ошибками. Тот факт, что они прошли войну, индульгиует их автоматически, дает им пожизненный статус героя и святого, "давшего жизнь". В обществе и в праве, судя по всему, под запретом оказываются вопросы: а могут ли эти люди быть нечестными, как прошли эти люди войну: сидели ли в окопе, воевали на передовой или воровали все годы войны, насиловали женщин или только писали письма своим с фронта? Святым положено ходить по воде и совершать другие чудеса.

Reuters/M. Shemetov
Владимир Путин и ветераны на параде Победы в Москве (2019 год)
Reuters/M. Shemetov Владимир Путин и ветераны на параде Победы в Москве (2019 год)

Нам настойчиво предлагают не думать, иначе можно попасть под статью. Именно это и отливали в новом основном законе, именно поэтому у нас появляются статьи о недопустимости фальсифицировать историю и тп.

Чем больше нашу историю пытаются заковать в стальные наручники запретительных законов, тем больше появляется вопросов, тем больше возникает ощущения, что власть почему-то так сильно боится всякой дискуссии о своем прошлом, боится оказаться "голым королем".

А может быть (я, кстати, не утверждаю, я лишь задаюсь риторическим вопросом), ветеран -- это такая красивая витрина прошлого, на которой (не имея иного?) российская власть пытается строить будущее?