На этой системе проездил наш, с дедом, москвич 39 лет. Лично мне, за 3 года владения, она не доставила никаких хлопот, после её настройки. А в чём же секрет скажете вы? А в том ребята, что для того чтобы система правильно работала, её нужно:
обслуживать,
уметь находить и устранять неисправности,
знать все сильные и слабые стороны,
А для этого нужно досканально знать устройство контактной системы автомобиля Москвич. Ведь открыть капот старого ретро автомобиля и обнаружить там 2-х контурное зажигание и сказать про себя "Ну и что это за новодел? Где оригинальный вид? Ну хорошо что хоть жигулёвский мотор не впихнули", никому не хочется.
Но к сожалению молодые (порой и не очень) автомобилисты, не стремятся найти и устранить причину, а просто берут и ставят другую систему. Такой подход оправдан для тех кто действительно ежедневно использует автомобиль. Но настоящему реставратору (мастеру) он не нужен. А ведь найти и устранить причину-вот именно в этом кайф, именно это говорит о том, какой ты специалист.
Я довольно часто разбирался в безконтактных системах: ВАЗ, Волга, ГАЗон и действительно работа двигателя на них впечатляет, поэтому они мне стали стразу не интересны: всё давно изучено, отлажено. Собирали стенд с 402 мотором с БЗС, восстанавливали старый ГАЗ -СААЗ с БЗС, короче БЗС прошли. ВАЗы делали.
А вот странная допотопная система дедова москвича для меня и моих студентов стала сокровищницей тайн.
Для начала я рекомендую найти и прочитать учебник А.Г. Пузанкова "Автомобиль. Устройство и техническое обслуживание". . Брошура издательства Зарулём "Системы зажигания автомобилей" Там дано полное описание классической контактной системы зажигания, "дожиуглёвского периода": ГАЗ М20, М21, УАЗ, Москвич, принцип работы и назначение 4-х клеммной катушки зажигания, работа вариатора системы зажигания, роль втягивающего реле (клеммы КЗ и контактного болта) в системе зажигания. Как может стартер питать катушку? Оказывается на старых автомобиля может. Это Вам не копейки ремонтировать.
Старый автомобиль решили восстанавливать на работе, во время учебной практики у Автомехаников:
Во первых, мы практически сразу потеряли все провода, бегунок с резистором и насвечники .Потом спалили конденсатор на трамблёре из за большого зазора на свечах (их пихали всякие) Много раз перегревался вариатор, так как долго держали включеным зажигание. Его сопротивление росло, пока ток не перестал проходить, меняли катушки. При прозвонке остывшего вариатора удивлялись. А как это он рабочий Однажды подключили катушку от 2108 она начала дымить, потом взорвалась))))) Все живы))))Подключали провода как на ВАЗ, толкали машину с бугра, потом на бугор. Даже самые умные шофера не удосужились проверить подключение, те кто знал уже давно забыли. Зато, как молодые пацаны толкали с радостью москвич, все от мало до велика и завгар тоже))))). Водители автобусов тоже смотрели с огромной страстью.Без толку меняли бензонасосы.
Короче выбились из сил. Пока самый ярый "практик " не сказал:" Михаил Сергеевич, а вот тут книга есть, давайте посидим почитаем."
В результате освоение контактной системы зажигания, были выполнены следующие операции:
1) Проверены, очищены, смазаны все контакты соединения низковольтной и высоковольтной цепи системы зажигания.
2) Очищены контакты прерывателя, выставлен зазор, смазан подшипник, поменян конденсатор. Очищены внутренние и внешние контакты крышки трамблёра, наконечники проводов зачищены до блеска. Насвечники не нашли. Поставили бегунок без сопротивления, обыкновенные вазовские бронепровода. Но свечи поставили с сопротивлением Denso W20EPR-U11 (компенсировали отсутствие насвечников и резистора бегунка-в них всё сопротивление, да и зазор в них 0,7 ) Правильно подключена, 4-клеммная катушка зажигания.
3) Выставили зажигание по меткам с помощью мультиметра, бронепровода согласно порядку 1-3-4-2, бегунок движется против часовой стрелки.
4) Поменяли старый карбюратор, его место занял новый Пекар К-126Н товарища. На нем заменили резинку запорной иглы на силиконовую с газелевского магазина. И отец и дед всегда говорили мне за эту иглу-эта слабое место К-126Н.
Первый запуск удивил: холостые есть, работает-не шелохнётся. Потом правда он долго стоял и снова контакты окислились. Прошло 3 года после капиталки. С работы меня уволили. Перед продажей он стоял полгода, пару раз его заводил, прогревал. После этого с полпинка заводился. Продавал машину с откапиталеным, настроенным мотором, с новым карбюратором, перекрашенным кузовом. Если бы не нужда, не продал бы его вообще.
Плюсы контактной системы:
1)простота конструкции,
2) простое и доступное обслуживание,
3) простой поиск неисправностей, который в принципе сводиться к проверке технического состояние всех контактов, соединений, изоляции ВВ проводов, колпачков и крышек трамблера, его смазке, проверке конденсатора. Проверке люфта вала трамблера, пластикового упора контактной группы.
Минусы:
1) не такая сильная и стабильная искра как на БЗС, контакты есть контакты, отсюда и работа мотора, приёмистость и расход,
2) необходимость обслуживания контактной группы, особенно актуальная после длительных простоев.
Типичные неисправности:
1) подгорание и окисление контактов, отсутствие зазора (или он неправильный), износ пластикового выступа контактной группы-отсюда слабое прижатие контактов.
2) пробой конденсатора, слабая искра на свече или её отсутствие, сильное искрение контактов прерывателя. Причина пробоя — большой зазор на свечах (0,6-0,7, крайне 0.8), разрушение корпуса конденсатора;
3) обрыв цепи вариатора катушки: искра есть только когда работает стартер (катушка питается от клеммы КЗ втягивающего), как только мотор начинает схватывать искра пропадает (ток от замка не идёт-вариатор оборван),
причиной является перегорание нихромовой нити вариатора.
Если долго держать включенным зажигания катушки, а контакты трамблёра в этот момент будут замкнуты, вариатор катушки нагреется так, что его сопротивление возрастет на столько, что ток по вариатору не пойдёт. И будет аналогичная ситуация, мотор не заведётся. Поэтому запрещается длительное включение зажигания на неработающем моторе. Контактная катушка выдержит, а бесконтактная полетит в космос.
Вариатор катушки Б-115В
Многие владельцы ставят стартеры от ЗМЗ 402. На них клеммы КЗ нет, провод на ВК катушки откидывают. И ездят.
В таком режиме вариатор работает больше. Ну в принципе он так может работать достаточно долго. Но катушка работает в специфическом режиме.
4) Перегорание первичной обмотки катушки зажигания. Некоторые уникумы вместо того, чтобы поменять сгоревший вариатор, кидают на ВК плюс от замка или ставят перемычку между ВК и Б. В результате этого катушка начинает сильно греться, ток идёт напрямую.
Ведь при исправной системе, ток в обход резистора идёт только непродолжительное время (когда работает стартер), остальное время она питается через резистор.
Б 115В
ВК- "Включатель стартера", питается от клеммы КЗ втягивающего или от КЗ вспомогательного реле стартера (ГАЗ 53).
ВКБ или Б "Включатель батареи", то есть питается от + батареи через замок.
Р или безымянный , Р-распределитель, то есть выход первичной обмотки катушки подключаем к распределителю.
Таким образом, давайте сформируем рекомендации по эксплуатации контактной системе зажигания:
1) В процессе планового ТО, согласно регламенту проверить:
состояние контактной группы прерывателя,
бегунка, центрального электрода и контактов крышки трамблёра, её корпуса, изоляции проводов цепи низкого и высокого напряжения, насвечников и колпачков.
проверить работу вакуумного регулятора, состояние трубки разряжения,
2) В целях предупреждения пробоя конденсатора не допускать применение на свечах зазора, отличного от нормативного.
3)Не допускать долговременное включение зажигания на неработающем двигателе, в целях избежания перегрева вариатора/добавочного резистора. Не применять катушки для безконтактных систем н.п. 2108. Возможен перегрев и взрыв.
4) В случае обрыва в цепи вариатора, допускается перемкнуть контакты ВК и Б только до приезда в ближайшее СТО или домой. При таком режиме катушка сильно греется, так как ток идёт напрямую.
По этой же причины вредны частые безуспешные попытки запуска двигателя.
В целью лучшего пуска не рекомендуется отсоединение провода с клемм ВК катушки. При использовании стартеров ГАЗ, в которых отсутствует клемма КЗ, производить запитку ВК от дополнительного реле.
Общая рекомендация. Подача смеси и зажигание должны быть настроены так, чтобы исключить долговременную работу стартера.