«Эпоха коронавируса» стала неожиданным и самым тяжёлым испытанием для людей за последние годы, но подарила нам новый формат образования — дистанционный. О том, что это значит для наших детей, рассказывает Лора Закон.
Новая реальность всё больше доминирует не только над коллективным пространством, но и над нашей повседневной деятельностью. Это особенно относится к определённым сферам, в частности к преподаванию и обучению. Какое эффект будет иметь это внезапное вынужденное погружение и экспериментирование с технологиями и как это повлияет на образование, нам ещё предстоит осмыслить. Пока ещё неясно, во что выльется ситуация, когда сотни тысяч преподавателей и учащихся впервые попали в академическое киберпространство.
Более 130 стран закрыли свои школы, и такое положение уже затронуло более 80 % учащихся во всём мире. Конечно, ни в одной стране система образования не была готова к переходу в онлайн из-за коронавируса, а сложности и недочёты этого положения, думаю, будут преследовать нас ещё долго. Если говорить о странах бывшего СНГ, то следует признать, что, в отличие от Запада, цифровые возможности периферийных мест проживания очень отличаются от таковых в столичных и крупных городах.
Да и далеко не все могут позволить себе платный интернет, у многих и компьютеров или современных мобильных телефонов нет. Для проведения занятий пока что нет и хороших онлайн-площадок. И сам формат онлайн-уроков пока что слабо развит. Не все учителя, особенно старшего поколения, обладают необходимыми навыками работы в инет-пространстве.
Для успешного дистанционного обучения крайне важна высокая самодисциплина учащегося. И если большая часть студентов, получающих образование в институтах и университетах, понимают, что «работают на себя», то убедить в этом учащихся школ сложнее. Дети, особенно маленькие и к тому же с различными особенностями и затруднениями в обучении, не способны нести ответственность за своё образование. Хотя для некоторых учащихся, которые понимают необходимость получения образования, такой способ может оказаться достаточно комфортным, поскольку снимает психологические зажимы, мешающие им в школе.
По первым прикидкам сложность такого образования уже отразилась на всём, что касается лабораторных и практических работ, которые провести в таком формате крайне затруднительно. Родители жалуются, что задания шаблонны и подаются зачастую без пояснений, которые всегда играли важную роль. В результате нестабильности работы онлайновых платформ или затруднений, возникающих у учителей при таком способе преподавания, учащимся приходится справляться с вопросами самостоятельно и выполнять гораздо больший объём домашних заданий, чем раньше.
Преподаватели же сталкиваются с проблемой, когда невозможно продемонстрировать из дома какие-то графики или формулы. Для этого им приходится всё это подготавливать заранее и показывать на экране в статичном виде, без работы «здесь и сейчас» над демонстрируемым материалом.
Качество обучения, когда преподаватель не может лично присутствовать при решении учениками примеров и задач, снижается. Сочинения, написанные самостоятельно, вне класса, вызывают вполне логичные подозрения в том, что ученики при этом пользуются известными ресурсами, помогающими со стилистикой написания и исправлением ошибок. В этом смысле вопрос контроля очень сложен, необходимо искать другие организационные форматы. В общем, такое обучение пока что создаёт дополнительную нагрузку на родителей и учителей.
Отрицательно сказывается онлайн-образование на эмоциональном состоянии учеников. Как бы ни рады они были поначалу такому «прогуливанию» уроков, но постепенно их начинает удручать отсутствие общения с одноклассниками, живого течения урока, шумных и весёлых переменок и напрягать постоянные невесёлые новости о продвижении пандемии в мире и стране, тревога родителей. В такой ситуации дети зачастую испытывают грусть, беспокойство, скуку и после месяца безвылазного сидения дома очень хотят вернуться в привычную атмосферу.
Дистанционное обучение не даёт ученикам возможности поработать над устными коммуникативными навыками. И если говорить о детях с различными проблемами в обучении, т. е. с дислексией, дисграфией, дискалькулией и СДВ, онлайн-уроки для них сложны и по этой, и по другим причинам. Виртуальные школы не очень подходят для детей с такими проблемами, и многие ученики с подобными особенностями теряют доступ к услугам, которые могут быть предоставлены только лично.
На этой волне появилось множество «специалистов», которые предлагают свои услуги по проведению коррекционной работы с детьми с трудностями в обучении на онлайн-основе. Мой многолетний опыт работы говорит о том, что подобные занятия можно проводить только с учениками, которых хорошо знаешь, с которыми уже имел опыт занятий при личном контакте. А подобные предложения могут сослужить плохую службу тем, кто и так оказался в тяжёлом положении.
В целом можно сказать, что произошла тихая революция в обучении. И предстоит ещё разработать и внедрить новые технические решения для дистанционного обучения. Обучение на основе новых технологий должно быть нацелено на долгосрочные результаты, а для этого требуется большой предшествующий опыт и, конечно же, профессиональное Integrity.
Новая действительность — это ещё и хорошая лакмусовая бумажка. Она показывает, что понятие «интегрити» знакомо не всем специалистам. Напомню, «интегрити» — это умение быть честным, последовательным и бескомпромиссным, придерживаясь строгих моральных и этических принципов в любых обстоятельствах.