В 1982 году, как утверждают источники, Юлий Дунский и Валерий Фрид пишут сценарий фильма "Сказка странствий".
"Чудесный, умный, добрый, музыкальный..." - находим сегодня рецензии о фильме.
Безусловно, когда такие сценаристы, как Д.и Ф., а с ними режиссер Александр Митта и актер Андрей Миронов, да еще музыка Альфреда Шнитке...
Но давайте обратимся к контексту!
23 марта 1982 года Юлий Теодорович Дунский одним выстрелом из ружья сводит счеты с жизнью.
А незадолго перед этим, 6 марта 1982 года внезапно, от остановки сердца, умирает отец Андрея Миронова Александр Семёнович Менакер.
Оба похоронены на Донском кладбище.
Создание образа Орландо в состоянии сильной депрессии Юлия Дунского
Во время написания сказки депрессия Юлия Дунского не могла не сказаться на его друге и соавторе Валерии Фриде .
При этом они продолжали вести свой учебный курс «Мастерство кинодраматурга» и руководили сценарными мастерскими Высших курсов сценаристов и режиссеров. Поэтому дух этой сказки идет от идеалов гуманизма, которые когда-то посетили темную, жестокую постсредневековую Европу. От новаторов, несущих свет. А новые люди всегда чудаки.... Они утверждают идеалы человечности, поиска истины, справедливости, свободы. Но поступки их чаще нелепы. Их осмеивают, бросают в тюрьмы и казнят современники.
Еще эти два прекрасных автора верили в то, что таких людей, как их Орландо из «Сказки странствий»… наверняка понимали и любили дети, как эта девочка Марта.
В Орландо есть и ньютоновская страсть к наукам, аристотелевская любовь к философии, ...и что-то от образа Уленшпигеля — бродяги, плута и балагура. Ведь он в чем-то гениален.
Создание сюжета
В сказках Средневековья были сюжеты, где дьявол или отец уводят ребенка в лес, чтобы извлечь из него некие способности либо придать ему волшебную силу. Эта схема и была принята за основу сценария. Но поскольку мальчик Май был сиротой, то его похищает разбойник, одетый в костюм Деда Мороза. Но как-то уже становится банально и скучно.
"Смотри, мы из зимы въехали в лето"
Вот тут авторы вносят искринку, которая не погаснет на протяжении всего фильма - с первых кадров мы видим праздничные фейерверки, все в празднике фантасмагорично, да и жизнь фантасмагорична. В этом как выяснится и суть этой гениальной сказки.
Теперь взгляните на сказку по-другому!
"Это мышкам, а это нам! "- раскладывает подачки нищая Марта. Она верит в воспитание брата.
"Очнись! Девочка" и "Не хнычь, радуйся, что тебя не съели", - эти фразы из уст Орландо предрекают глубокое заблуждение Марты о мире людей.
"Я не злодей, не сумасшедший. Я лекарь", - говорит Орландо. Его нельзя не полюбить, не пожалеть в этот момент, потому что он чужой для всех и его никто не понимает. На протяжении фильма он ни разу никого не лечит!!!
"Туда нельзя. Там дракон", - это опять Орландо. Но это начало его конца, и он прекрасно это понимает.
"Меня знобит от этого веселья", - Орландо в похоронах, проходящих перед ним видит недобрый знак.
«Не стоит сердиться на плохих людей. Знаешь, для чего их создал Бог? – Чтобы мы смотрели на них и старались быть совсем другими», - но сам Орландо в это не верит.
Когда судья ему говорит : «Дорого стоит мой расквашенный нос. Уж конечно побольше, чем твоя жизнь», - Орландо знает об этом, смиряется и не спорит.
Во время полета он говорит Марте, что они летели и были как ангелы? Помните? Почему? Да потому что не верит в исправление людей, да и в счастье людей на земле не верит. Остается быть приверженцем идеалам: паря высоко, он забывает о главном – о том, ради чего он собственно и поднялся над землей.
"Будем странствовать вместе", - говорит он детям. Отчаявшись, он ищет спасение в идеалах. Несмотря на то, что он все теряет, коня, экипаж, записи, летательный аппарат, - он мечтает больше , чем мечтают дети.
Есть замечательная сцена, когда судья говорит, что Орландо приговаривается к восьми казням, причем только на основании доноса, причем кто-то из представителей Фемиды держится за спину.
Нет, ни им, ни обществу не нужен собиратель мудрости, изобретатель, лекарь и поэт Орландо. Он нужен Марте, но Марта об этом узнает, когда его теряет... Сцена, когда Марта ложится на пепел, что остался от Орландо потрясает.
Фильм, несмотря на формат сказки, гротескность и аллегоричность, притчу и аллегорию, усталость и депрессию, горечь сомнений, стал неосуществимой мечтой о полёте, - мечтой двоих друзей, Дунского и Фрида, столкнувшихся с бедой. Мечтой преодоления фатума болезни, смерти, беззащитности, лжи, глупости, алчности, зла. А для одного из них фильм стал прощанием.
Это понял и режиссер Митта. Поэтому выход к свету был найден.
Митта создал фильм-референс. Он заставляет нас вернуться к Брейгелю, Дюреру и Босху, слушать в органном зале Баха, смотреть на сцене Ростана, взять книги Сервантеса, Шарля де Костера и Рабле.
Читайте статью на канале:
Дунский и Фрид. Пора узнать, кто написал сценарии любимых фильмов