Жизнь от зарплаты до зарплаты, отсутствие накоплений, страховок и вкладов. А часто – цепь кредитов, импульсивные покупки и хаотичная смена финансовых стратегий. Такую ли жизнь мы хотим для своих детей? И если нет, то каким правилам взаимодействия с деньгами мы можем обучить их с самого детства?
Этой статьей я открываю цикл публикаций про финансовую грамотность “с пеленок”. Доступно, емко и с опорой на собственный опыт.
Деньги попадают в руки ребенка примерно в 6-8 лет, когда он начинает выходить куда-то без родителей. До этого возраста дети с ними сталкиваются, но в безопасном поле. Например, протягивают продавцу купюру, пока мама ждет в сторонке.
Важно, чтобы сумма денег, которая выделяется ребенку, была близка к реально ему необходимой и перекрывала конкретные нужны. Например, покупку школьного обеда или проезд на общественном транспорте.
Тут важно ввести понятие детский НЗ. Это инструмент, который с ранних лет погружает ваше чадо в мир финансовой грамотности. Давайте подробнее поговорим про это.
На экстренный случай ребенку один раз выделяется определенная сумма. Это его неприкосновенный запас. Он не должен тратить его просто так, эти деньги ждут определенного момента. Какого? Забыл основные деньги/украли/вышел не на той остановке и нечем оплатить новый проезд. Придумайте вместе с ребенком, где можно хранить эти деньги так, чтобы они точно были с ним, а не остались дома вместе с рюкзаком. Таким укромным местом могут быть потайные карманы верхней одежды (наши дети большую часть года в куртках) или пространство под чехлом телефона.
Ребенок должен сообщить вам, если он воспользовался этими деньгами, и вы восполните неприкосновенный запас, параллельно обсудив саму ситуацию и, возможно, скорректировав его действия в ней.
Этот инструмент учит ребенка сразу двум важным пунктам взрослой финансовой грамотности:
- Нельзя тратить все, что получаешь. Всегда нужно иметь какой-то резерв.
- За этот резерв нужно нести ответственность. Следить за его сохранностью. Использовать разумно. Теперь ты сам обеспечиваешь себе страховку на экстренный случай.
Но что делать, если по какой-то причине ребенок лишился всех денег?
Эти случаи возможны, их необходимо разобрать заранее, особенно с маленькими детьми. Проговорите, у кого и как можно попросить в долг. Есть учителя/есть друзья/есть знакомая кассирша в магазине. Деньги можно взять и сразу договориться о возврате. Важно донести, что не стыдно попросить деньги в экстренной ситуации, бывает всякое.
Помимо этого, ребенок всегда может позвонить вам. И не получит за это люлей. Наоборот, вы поможете ему оперативно сориентироваться. Отдельно стоит разобрать случаи, если ребенок вдруг остается и без денег, и без связи одновременно (забыл сумку, сел телефон). Для этого список доверенных лиц лучше расширить. Например, в моем детстве всегда можно было зайти к соседке по лестничной клетке и дождаться возвращения родителей у нее.
#финансовая грамотность #женщина и деньги #деньги #кошелек в юбке #финансы для девушек #финансы в семье #экономия #психология #психология денег #отношения с детьми #дети