Найти тему
Intellect Trade Company

Разбор Компании №30 Tesla Inc (TSLA)

Tesla — молодая американская автомобильная компания из Кремниевой долины, сфокусированная на производстве электромобилей. Названа в честь всемирно известного электротехника и физика Николы Теслы. Компания, которая смогла вывести отрасль на принципиально новый уровень.

Компания Tesla была зарегистрирована 1 июля 2003 года Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. В феврале 2004 года компания привлекла инвестиции в размере $7,5 млн, из которых $6,5 млн было внесено Илоном Маском, который стал председателем совета директоров и назначил Эберхарда генеральным директором.

Целью Tesla было начать со спортивного автомобиля премиум-класса, а затем перейти к более массовым автомобилям, включая седаны и доступные компактные автомобили. В 2005 году Маск вывел стартап на партнерство с Lotus Cars, который предоставил шасси и кузов для Roadster — первого автомобиля Tesla.

В 2008 году первая модель была готова к запуску в производство, но оказалось, что разработка машины обошлась в $140 млн. Это в 5 раз дороже, чем планировалось. Компания испытывала финансовые трудности.

В январе 2008 года Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг покинули компанию. В то время, когда ведущие мировые автоконцерны один за другим объявляли о банкротстве, Tesla собиралась впервые выйти на рынок. Что бы решить финансовые проблемы Маск вложил свои личные средства.

В октябре 2008 года Илон Маск занял пост CEO. Он сразу же уволил четверть сотрудников, чтобы остаться на плаву. Но к ноябрю 2008 года Tesla все равно оказалась на грани банкротства. Тогда совет директоров одобрил получение $40 млн в виде конвертируемых долговых обязательств.

Продажи Roadster стартовали в конце 2008 года. Электро-спорткар продавался по цене $109 тыс. За все 4 года производства (по январь 2012 года) удалось реализовать 2450 автомобилей.

Компания продолжала оставаться в трудном положении. Много ресурсов требовалось на улучшение аккумуляторов. Когда Tesla и Daimler договорились о совместной разработке аккумуляторных и электроприводных систем, Daimler решил сделать долгосрочное вложение и приобрел 10% Tesla за $50 млн.

В 2009 году компания получила еще $465 млн от Министерства энергетики США в виде займа, который был погашен в 2013 году. Средства были направлены на строительство фабрики в Калифорнии для производства Model S. Автомобиль встал на сборку в 2012 году. Тогда же был представлен прототип Model X.

В июне 2010 года Tesla провела первичное публичное размещение акций на NASDAQ. Разместив свои акции на по $17 за бумагу, компания привлекла $226,1 млн.

В сентябре 2012 года заработали первые 8 станций быстрой зарядки Tesla Supercharger. Развитие этой инфраструктуры сыграло большую роль для обеспечения спроса на автомобили Tesla. На настоящий момент мировая сеть Supercharger включает около 1,5 тыс. станций более чем в 50 странах. Tesla утверждает, что 99 % жителей США живут на расстоянии меньше 150 миль от зарядной станции Supercharger.

В октябре 2014 года Илон Маск представил систему полуавтономного управления Autopilot. Она включала такие функции, как распознавание дорожных полос, автоматический круиз-контроль и активное экстренное торможение. Через год начались продажи Model X по цене от $89 тыс.

В апреле 2017 года Tesla впервые стала самым дорогим автопроизводителем мира, обогнав по рыночной капитализации Ford и General Motors. В этом же году стартовали продажи седана Tesla Model 3 и представлен прототип нового Tesla Roadster.

В августе 2018 года Илон Маск заявил о своих планах выкупа акций по цене 420 долларов. Акции компании значительно выросли, но позже заявление было отозвано. После этого инцидента комиссия США по ценным бумагам вынудила Маска покинуть пост председателя совета директоров Tesla и выплатить $20 млн штрафа. Нового председателя совета директоров выбрал Маск. Им стала Робин Денхолм.

В январе 2019 года Tesla открыла завод в Шанхае. Это позволило локализовать производство автомобилей для Китайского рынка. Через два месяца компания представила компактный кроссовер Model Y, ориентированный на массовый рынок.

На сегодняшний день, производство электрокаров приносит компании львиную долю выручки. Так же Tesla занимается генерацией и хранением электроэнергии. Продает солнечные батареи, солнечные панели и даже генерирующие энергию солнечные крыши, сделанные из стеклянной черепицы. Илон Маск строит еще два завода в Техасе и Германии.

Показатели деятельности:

  • 2018 год: убыток – $976 млн, капитализация – $58.9 млрд;
  • 2019 год: убыток – $870 млн, капитализация – $124,9 млрд;
  • 2020 год: чистая прибыль – $690 млн, капитализация – $761,7 млрд;
  • Капитализация на 16.02.2021 – $783,4 млрд.
Динамика курса акций за последние 5 лет
Динамика курса акций за последние 5 лет

В первые дни января компания Tesla опубликовала результаты деятельности за 2020 год. Произведено 509700 электромобилей, из них продано 499550 штук — на 36% больше, чем годом ранее. Финансовый рынок отреагировал на эти результаты незамедлительно. За первую неделю 2021 года акции Tesla подорожали почти на 16%.

Tesla впервые с момента основания компании получила прибыль по итогам целого года. Одной из причин финансового успеха компании стал рост объемов продаж электромобилей в Китае и европейских странах. По оценкам аналитиков, компания будет продолжать наращивать производство и продажи, в результате чего, к концу 2025 года выйдет на годовую чистую прибыль на уровне $8,6 млрд.

Рост прибыли в ближайшие несколько лет
Рост прибыли в ближайшие несколько лет

Долгие годы компания работала в убыток, что негативно отражалось на ее котировках. Но за последний год акции Tesla взлетели в восемь раз. Компания сумела выбраться из убытков и попасть в индекс S&P 500. Некоторые эксперты негативно отнеслись к такому решению комитета. По их мнению, акции компании чрезвычайно завышены, а это значит, что котировки могут обрушиться в любой момент, потянув за собой весь индекс.

Справедливая оценка стоимости акции
Справедливая оценка стоимости акции

Сам Илон Маск  в начале декабря предупредил о возможном обвале акций компании. В письме, разосланном сотрудникам компании, он написал: «Если посмотреть на нашу фактическую прибыльность, то она очень низкая — около 1% за прошедший год. Инвесторы надеются на нашу будущую прибыль, и если они решат, что мы не сможем ее получить, наши акции сразу же рухнут — как суфле от удара кувалдой».

Сейчас Tesla лидирует в производстве электромобилей, однако многие крупные автопроизводители уже начинают наступать на пятки. Только в 2021 году на рынок выйдет более 50 новых электромобилей от GM, Volkswagen, Rivian и других компаний. Нарастающая конкуренция неизбежно создаст давление на маржинальность бизнеса компании и повлияет на занимаемую долю рынка. Это означает, что для Tesla с каждым годом будет сложнее расти быстрыми темпами.

Для успешного продолжения деятельности Илону Маску необходимо достижение главной цели компании - выпуск доступных электрокаров. На сегодняшний день, компания стремится снизить стоимость электрокаров за счет удешевления батарей — самой дорогой части машин. Для этого Tesla стремится стать полностью вертикально интегрированной компанией. То есть обеспечивать себя всем — от литиевой руды, необходимой для производства батарей, до запчастей и заводов, на которых производятся сами машины.

Однако, Tesla является скорее IT-компанией, нежели автопроизводителем. И конкурировать с опытными гигантами автомобильной промышленности становиться все труднее. На фоне сложившейся ситуации вокруг компании, эксперты отмечают, что бумаги Tesla все больше приобретают признаки пузыря. Если обратится к консенсус-прогнозам на ближайшие 12 месяцев, то мы увидим совсем не обнадеживающую картину - падение стоимости акций на 22%.

Консенсус-прогнозы от 34 независимых источников
Консенсус-прогнозы от 34 независимых источников

Tesla в любом случае является прорывной компанией, которая задает тренд и меняет правила игры на рынке автомобилей. Перспективы компании остаются позитивными, а финансовые показатели будут улучшаться. Однако, в скором времени на рынке электромобилей начнется настоящая война за потребителя. И судя по всему, Илон Маск прекрасно осознает вероятные риски. Недавно он обозначил, что для Tesla в 2021 году приоритетным продуктом станет развитие солнечных крыш Solar Roof, а не электромобили.

Если рассматривать Tesla в качестве долгосрочной инвестиции, то на сегодняшний день, бумаги компании интересны только для диверсификации вашего портфеля более рискованными активами. Вероятность обвала котировок достаточно высока, но если Маску удастся продолжить свое управление в том же духе, то вы сможете получить хорошую прибыль. Компания сильно отличается от остальных производителей именно тем, что весь успех в основном зависит от центральной фигуры.

Стоит отметить, что акции Tesla являются хорошим инструментом для спекулянтов. Бумаги имеют высокую волатильность и предсказуемы с точки зрения технического анализа.