Буквально вчера Верховный Суд РФ внес в Госдуму проект поправок к Уголовному кодексу. Поправки очень важные, особенно в условиях тенденции на ужесточение наказаний и расширение составов преступлений.
Рекомендую по ссылке ознакомиться с проектом напрямую на сайте Госдумы.
Для начала отмечу, что в 2018 году ВС РФ уже вносил почти идентичный пакет поправок. Проект получил замечания от Правительства и был отозван самим же Верховным Судом в ноябре 2020 года.
Давайте разбираться, что содержится в новом доработанном проекте.
1. Ключевое новшество - вводится понятие уголовного проступка, о котором давно говорили ученые и практики. Под ним понимается правонарушение, которое по своим последствиям более тяжкое, чем административное, но значительно менее опасно, чем уголовное.
Какие составы преступлений признаются в качестве уголовного проступка:
- Все совершенные впервые преступления небольшой тяжести, за которые не предусмотрено наказание в виде лишения свободы. Есть и исключения: сюда попали преступления против военной службы, насильственные преступления, ложное сообщение об акте терроризма, отмывание денег, ряд преступлений в сфере оборота алкоголя.
- Совершенные впервые: простая* кража, простое мошенничество, простое присвоение/растрата, простое причинение ущерба путем обмана, повреждение имущества. *Простое - означает без отягчающих обстоятельств (сговор, проникновение в дом и т.д.)
- Ряд совершенных впервые преступлений небольшой или средней тяжести в экономической сфере. Сюда, например попало участие номинальных руководителей в создании юр.лица, злостное уклонение от возврата долгов, нарушения на торгах, в долевом строительстве и некоторые другие - всего 20 составов.
2. Глава 15.2., которая предусматривала особые меры уголовно-правового характера (не являющиеся наказанием) сейчас содержит только одну такую меру - судебный штраф. Он составляет 50% от максимальной суммы возможного штрафа в статье УК РФ, а если такой штраф не предусмотрен - не более 250 000 рублей.
Предполагается, что глава будет дополнена еще двумя мерами - общественные работы и ограниченно оплачиваемые работы.
Эти меры перекликаются с двумя уже имеющимися видами наказаний - обязательные работы и исправительные работы.
- Обязательные работы бесплатны и выполняются в свободное от учебы и работы время.
- В качестве их лайт-версии при уголовном проступке предполагается ввести общественные работы - срок их отбывания вдвое меньше, чем у обязательных.
- Исправительные работы выполняются по основному месту работу, и за них платят с вычетом от 5 до 20% из зарплаты в доход государства.
- А здесь аналогом выступают ограниченно оплачиваемые работы - срок отбывания вдвое меньше, а из зарплаты удерживают до 10%.
3. Немаловажным условием освобождения от уголовной ответственности при совершении уголовного проступка является - возмещение ущерба потерпевшим, а по ряду экономических статей - еще и перечисление в доход государства денежного возмещения в двойном размере.
ВЫВОДЫ:
Внесение данного законопроекта еще не означает его безусловного принятия. Два года назад законопроект фактически уже был готов, однако до ума его так и не довели. Надеюсь, в этот раз такого не случится.
Стоит приветствовать развитие такого исправительного института - как работы в любом их виде. Снижение числа озлобленных заключенных - основная задача уголовного законодательства. И данный законопроект можно уверенно расценивать как шаг к его гуманизации.
---
Разбор проведен Юридической группой "Ла-Вента". Ждем вас в новых публикациях.