Найти в Дзене
Вадим Шабаев

Оружейная ода.

В фильме "Цельнометаллическая оболочка" есть эпизод, где новобранцы, получив оружие читают что-то вроде молитвы:

"Это моя винтовка. Таких винтовок много, но эта — моя.
Моя винтовка — мой лучший друг. Она — моя жизнь. Я должен научиться владеть ею так же, как я владею своей жизнью. Без меня моя винтовка бесполезна. Без моей винтовки бесполезен я. Я должен стрелять из моей винтовки метко. Я должен стрелять точнее чем враг, который пытается убить меня. Я должен застрелить его прежде, чем он застрелит меня. Да будет так…
Я и моя винтовка знаем, на что идёт счет в этой войне — не на количество застреленных нами патронов, не на грохот наших выстрелов и не на пороховой дым. Мы знаем, что счёт будет вестись только на убитых. И мы будем убивать.
Моя винтовка это человек, такой же как я, потому что это моя винтовка. Я должен относиться к ней как к своему брату, Я должен изучить её слабости и её силу, её части и принадлежности, её прицел и её ствол. Я должен хранить её от губительной погоды и от повреждений так же, как я храню от всякого вреда свои ноги и руки, свои глаза и своё сердце. Я должен хранить свою винтовку чистой и готовой. Мы станем частью друг друга. Да будет так.
Перед Господом моим я повторяю этот символ веры моей. Моя винтовка и я — мы защитники моей страны. Мы не боимся наших врагов. Мы защитники моей жизни.
Да будет так до тех пор пока Америка не победит и не останется больше врагов и не установится мир на Земле!
"

Примерно, то же самое испытывали многие курсанты первого курса военного училища, получив оружие. Ведь я из того поколения, которое в детстве играло в войну. Я пишу "многие", потому что часть ребят поступила уже после срочной службы, у других родители служили в армии. Вот они не чувствовали этот трепет, когда в руках находится настоящее оружие.

Тем более в училище умели делать из этого ритуал. Оружие нам вручали ещё до присяги в полевом лагере на КМБ (курс молодого бойца). Более того, мы получали новые (точнее с хранения) автоматы. Было построение на плацу, приезд родителей, речи от разных людей. Всё было обставлено честь по чести.

Как только в мероприятии возник перерыв (не помню, с чем связанный), четыре наши роты, построенные повзводно, отвели с плаца. Тут же в строю послышались щелчки: ребята снимали автоматы с предохранителей, передёргивали затворные рамы, отсоединяли магазины. Более продвинутые проверяли наличие пеналов в прикладах. Короче, наслаждались моментом, когда можно почувствовать себя Богом: ведь, именно, эту эмоцию часто даёт наличие оружие при себе. На нас сразу зашикали офицеры и сержанты. В то время (середина 90-тых) система НВП в школах была заменена ОБЖ. Я так думаю, что программы этого предмета ещё не было, а потому не все сидя за партой ознакомились с азами по обращению с автоматом.
Мы ещё не догадывались, что романтика проходит очень быстро и жёстко.

Для начала после проведения ритуала нас замучили росписями и зачётами по правилам обращения с оружием (заряженным без необходимости не держать, на людей не направлять) и ознакомлением со статьями УК РФ об ответственности за утрату и хищение оружия.

Затем были стрельбы, а после них чистка оружия, когда ротные офицеры чуть ли не с белыми платками проверяли качество ухода. Автоматы также брались с собой на занятия по тактике, РХБЗ и некоторым другим.

По приезду из полевого лагеря началась подготовка к присяге, которая принимается с оружием. Ранний подъём, зарядка, завтрак, получение оружия, строевая подготовка, сдача оружия. Затем занятия, самоподготовка, а вечером снова строевая. И так около месяца. Для многих этот период казался адом. Причём замечу, я учился не общевойсковом училище. В последних, а также в десантном, близость к оружию обычно ещё более интимная.

Прошла присяга, а потом снова на две недели в полевые лагеря. Второй период КМБ заканчивался сорокакилометровым маршем. Вот тогда и пришло полное осознание, как разместить автомат в совокупности с другими элементами снаряжения. Как правильно определить длину ремня оружия, чтобы оно не сдавливало тело, но и не болталось при беге. Такая наука обычно постигается на собственных ошибках.

Но вот КМБ окончен. И началась подготовка к первому караула. И снова: частые получения оружия, отработка вводных и инструктажи, инструктажи, инструктажи.

После первого караула, когда от оружия и бронежилета ломит с непривычки тело, начинаешь понемногу ненавидеть свой автомат. Душа успокаивается, если он находится в оружейной комнате, а не на плече. Приходит полное понимание, что игра в войну - это просто игра. Я иногда пересматривая фотографии в период своего обучения, обращаю внимание, что с оружием запечатлеваются в основном на первом курсе. Потом уже неинтересно - люди взрослеют.

В течении обучения оружие оказывалось у нас в руках, примерно 1-2 раза в месяц. Караул, строевая подготовка иногда стрельбы.

И ещё отдельно физическая подготовка, точнее, занятия, темой которых являлась марш-бросок с автоматом. Нам разрешали обмотать автомат мягкой тканью,чтобы он не бил по спине. Использовались, в основном, прикроватные коврики. Особо мудрые курсанты снимали крышку ствольной коробки, вынимали затворную раму, а затем обматывали оружия так, чтобы их ноу-хау не было видно. Часто прокатывало.

На праздники некоторые из нас принимали участие в ритуальных мероприятиях, в основном, часовыми возле вечного огня, памятников, братских могил и так далее. Ощущения ещё те: люди вокруг гуляют, твои сослуживцы собираются в увольнение. А ты стоишь!

И было большим облегчением, когда на пятом курсе автоматы из КХО роты переместились обратно на склад.