23.04.2011
Говорят, однажды Сергей Прокофьев рассердился на жесткую критику со стороны композитора Владимира Дукельского, который счел его Пятую фортепианную сонату "церебральной".
Ответ Прокофьева был простым, но бьющим наповал: "Зато Дукельский - бездарный шахматист".
" Шахматы для меня – особый мир, мир борьбы, планов и страстей" - говорил о своем увлечении великий композитор, который родился 23 апреля 1891 года, а умер в "самый неудачный" день - 5 марта 1953-го, из-за чего, увы, его кончина осталась в стране практически незамеченной.
Младший сын Прокофьева, Олег вспоминал: "Нужно сказать, что шахматы, несомненно, принадлежали к любимым внемузыкальным занятиям отца. Для него шахматы, по-видимому, были больше, чем род "интеллектуального спорта". Мне кажется, что они служили ему чем-то вроде дополнения к сочинению музыки, возможно, своеобразной мозговой тренировкой комбинационной изобретательности, не лишенной спонтанного творческого начала. Был, конечно, и чисто спортивный момент движения, риска, уловки и победы. Спортивный дух был ему вообще свойственен, об этом писали многие, подчеркивая эту сторону, может быть с излишней серьезностью и в самой его музыке..."
До того, как в 1937 году Сергея Прокофьева поставили на учет в Московском отделении Союза советских композиторов, единственной организацией в России, членом которой он состоял, было петербургское Шахматное собрание. В его стенах он сразился, в частности, с Ласкером и Капабланкой. С первым свел партию вничью (впоследствии в 1933 году в Париже Ласкер все-таки выиграл у Прокофьева), а кубинца обыграл с третьей попытки.
Там же, в Шахматном собрании Прокофьев познакомился с поэтом-дилетантом Борисом Башкировым, и в 1914-м на пару с ним сыграл партию против Алехина (если верить информации из базы данных Chessbase, четвертый чемпион мира играл вслепую). Как ни странно, победило именно коллективное творчество.
По свидетельствам многочисленных соперников и по сохранившимся записям партий очевидно, что игра Прокофьева, как правило, носила атакующий, рискованный и даже романтический характер. Не удивительно, что Михаил Ботвинник, который одно время дружил с композитором, так отозвался о нем в ходе одной из своих лекций: "Был ли Прокофьев сильным игроком? Да нет: королевский гамбит, жертвы, все вперед... Поэтому Ойстрах легко у него выигрывал..."
Одну из партий матча Прокофьев - Ойстрах, который состоялся в Москве в 1937-м году, вы можете увидеть ниже.
Также представляем вашему вниманию те самые выигранные поединки у Капабланки, Алехина, поражение от Ласкера, Тартаковера и еще две партии Прокофьева с неизвестными шахматистами. Практически в каждой битве видна агрессивная, напористая, порой залихватская манера игры композитора.
Многие моменты из этих партий достойны отдельных диаграмм в учебниках по шахматным комбинациям.
* * *