Благодаря развитым мимическим мышцам, смена выражений на нашем лице, является поистине универсальным языком, понятном любому человеку, с любым цветом кожи на любом континенте.
Ни в одной стране мира нет специализированной школы, которая учит людей отличать радость от горя по выражению лица, однако, любой человек, интуитивно отличает эти два понятия.
По разным оценкам, существует не меньше 10 000 выражений лица. Вместе с тем, человек превратил свой лик в самый совершенный инструмент обмана.
С детских лет, нас учат контролировать выражение лица. Не гримасничать, не высовывать язык, улыбаться родственникам, с которыми на самом деле, напряженные отношения. Мужчин, учат скрывать боль и сдерживать слезы. Женщины конечно более эмоциональны, но и они виртуозно умеют скрывать свои истинные чувства.
Актеры в театре и кино пошли еще дальше и своей игрой лица заставляют нас плакать и смеяться, в то время, когда мы точно знаем, что происходящее на экране или сцене, всего лишь постановка, а не реальная жизнь.
Не стоит забывать, что жизнь профессионального разведчика и умение владеть выражением своего лица, напрямую связанна с выживанием и эффективной работе во вражеской стране. А у игрока в покер, «каменное лицо», это залог выигрыша.
Подобные примеры можно приводить еще достаточно долго.
Анализ раскрытия преступлений показывает, что профессиональные мошенники, а особенно, «воры на доверии» втираясь в доверие к будущей жертве, могут разыграть целый спектакль, и быть потрясающе убедительными.
Да что там профессионалы, обычные люди, не актеры и шпионы, дадут фору любому разведчику, на подготовку которого потрачены колоссальные государственные средства.
Каждый человек, в течение дня может с легкостью менять по несколько так называемых, «социальных масок», или образов, не ощущая душевного дискомфорта или угрызений совести.
Хорошая новость в том, что, даже обладая недюжинным мастерством, обмануть лимбический мозг очень трудно. Множество невербальных сигналов, не смотря на все усилия, прорывается из-за надетых масок.
Расшифровывая невербальные сигналы лица, как никогда прежде нужно учитывать совокупность окружающих факторов и других транслируемых невербальных сигналов. Обращая внимание на невербальные движения других частей тела, можно сопоставлять, анализировать, наблюдать и только после этого, делать окончательные выводы.
Замечу, что для анализа, профайлер наблюдает не только за лицом, а еще и за шеей. Эту область человеческого тела мы также будем рассматривать.