Найти тему
Лики Войны

День памяти воинов-интернационалистов. Вывод советских войск из Афганистана. 15 февраля 1989 года. ЧАСТЬ 1

Доброго времени суток, статья вышла невовремя, но это не может помешать почтить память погибших и вспомнить о живых войнах той необъявленной войны.

День воина интернационалиста, к выводу войск Советской Армии из Афганистана, вспоминают нижегородцы, ветераны Афганской войны. 25 декабря 1979 года решением политбюро CK КПСС в Афганистан были введены советские войска. С этого дня не только для многих военных, но и для миллионов советских семей в Советском Союзе жизнь разделилась на две части - до и после Афгана. Это была хотя и необъявленная, но самая длительная война, которую вёл в своей истории Советский Союз - более 9 лет. 15 февраля это очередная дата со дня вывода советских войск из Афганистана. Для десятков тысяч матерей и отцов Афганистан навсегда останется символом гибели их сыновей, для сотен тысяч ветеранов символом их боевой юности. По официальным данным всего военную службу в Афганистане прошли шестьсот двадцать тысяч советских военнослужащих, из них пятьсот сорок шесть тысяч были непосредственными участниками боевых действий. За 9 лет войны 14433 тысячи человека убитыми потеряла советская армия в Афганистане, к этим потерям надо прибавить 180 погибших военных советников, 584 человека из других ведомств. Количество раненых составляет 49985 тысяч человек, огромные санитарные потери - более 415000 тысяч человек. Не обошла Афганская война и Нижегородскую область. В Афганистане воевали более 6.500 тысяч нижегородцев, 189 из них погибли, 834 вернулись ранеными 155 стали инвалидами, но воевали нижегородцы достойно, около половины - 3021 тысяч человек были награждены орденами и медалями. Что осталось в памяти у тех, кто прошел Афганистан.

Валерий Бирюков
Валерий Бирюков

Валерий Бирюков: председатель Нижегородского областного отделения российского Союза ветеранов Афганистана.

Меня призвали в армию в день моего рождения -10 мая 1980 года. Сначала попал в Дмитров, в школу военного собаководства. Из Горьковской области нас было тридцать человек. Начали комплектовать команду в туркестанский военный округ. Меня оставляли спорт роте, но я попросился вместе с земляками и меня зачислили в эту команду. Когда на вечерней поверке командир назвал в этом списке и мою фамилию, все ребята закричали "Ура!". Это было приятно слышать, из тридцати горьковчан нас, из Дмитрова, полетели в Туркестан двадцать семь человек. 30 мая мы прилетели в Ашхабад, учебный полк в сапогах и пилотках, а там уже была жара. Жили в палатках, подготовка, причём очень серьезная, шла на полигоне вместе со змеями, скорпионами и фалангами, но ничего, привыкли. Две недели тренировались в горах, все мы прекрасно понимали, что скоро поедем в Афганистан, хотя мало кто представлял, что нас там ждёт. 18 ноября из Ашхабада мы прилетели в Кабул, на пересылке распределили кого куда, я, в звании младшего сержанта попал в 181 мотострелковый полк, стоял он в Кабуле. Зона ответственности полка была от Термеза до Южной окраины Джелалабада. К обстрелам привыкли быстро - это даже казалось нормальным явлением. В восемнадцать лет об этом мало задумывались, в перерывах между боевыми действиями сопровождали колонны с грузами. На месте не сидели, каждый день было что-то новое.

-3

Сергей Подпечкин: полковник в отставке.

В 1981 году я служил в Горьком шестидесятой танковой дивизии инструктором политотдела, старшим лейтенантом. В июне восемьдесят первого через управление кадров, по приказу был направлен в Афганистан. В тот момент ехать туда большого желания не было - только что родился сын, но приказ есть приказ. Самолётом через Ташкент, потом в в Кабул, оттуда нас развезли по гарнизонам. Я попал в Шинданд, в пятую гвардейскую мотострелковую дивизию замполитом в отдельный разведывательный батальон. Зона ответственности дивизии была от Кушки (Серхетабад) до Кандагара до трехсот км. Задачи: сопровождения колонн, разведка. Обстановка была сложной, напряженной. Боевые действия не сказать, что были активны, но засады и обстрелы постоянно. Нам, как разведчикам приходилось мотаться много, взаимодействие с Афганской армией - было, они воевали, а мы обеспечивали их, подстраховывали. С нашей стороны активных боевых действий как правило не было, климат напрягал, пока к нему привыкнешь, жара донимала. Ситуации были разные. Однажды шли в колонне на Кандагар. БМП наша встала, а колонна ушла. Мы копались в двигателе, я и водитель подняли трансмиссию, вдруг смотрю - кто-то стоит рядом, бородатый, оглянулся, а их человек десять - двенадцать в чалмах с автоматами. Я и не увидел как подъехала их барбухайка с колокольчиками, всё думаю - "приехали, во попали!", бери голыми, а у меня и пистолет сзади на ремне и руки в машине. Что-то они поговорили, я не понимаю, вдруг сели в свою машину и уехали. После этого пистолет стал носить за пазухой."

-4

Валерий Бирюков :

— Я был самый молодой в полку, ушел в армию мальчишкой. А через полгода был зам. командира взвода, еще через месяц — старшиной роты.

Дедовщина у нас была, но — правильная. Бытовые проблемы лежали на молодых, но воевали-то старики. В горах тащишь свои 30—40 килограммов, да за молодого половину этого веса. Практически на себе тащишь еще один свой вес. Нагрузки были громадные. К этому надо добавить перепады температур в горах — то жара, то снег. Но все равно интересно было — почувствовать себя настоящим солдатом. Война многих закалила. Героем я никогда не был. Попадали в окружение, но выходили успешно.

После учебки я думал, что умею все, но оказалось — далеко не так, надо учиться. За полгода до дембеля мог сказать, что профессионал, и то каждая боевая ситуация — надо учиться.

Продолжение следует...

-5

P.S Сергей Локтин