*первая статья тут, волнуюсь*
Если вы читали эту повесть, то навряд ли поняли весь смысл произведения (я вообще не поняла сначала), именно поэтому я решила опубликовать тут краткий пересказ статьи Д.С.Лихачева «Слово о полку Игореве» . Историко-литературный очерк.
I
Описывается ситуация на Руси. Историческая справка.
||
Повесть “Слово о полку Игореве” посвящено неудачному походу против половцев 1185 года , который совершил князь Игорь Святославович.
В 1184 году во главе с князем Святославом русские разбивают половцев. Но! Князь Игорь не смог поучаствовать в походе, так как гололедица ему помешала. Неучастие в победе над половцами сильно повлияло на Игоря, поэтому он решил сам пойти на них, дабы доказать свою преданность и силу (ну и просто захотелось получить славы). В итоге Игорь, конечно же проиграл. После чего половцам “открылись” русские земли, и они ринулись к нам : )
*В плену у половцев Игорь жил очень даже хорошо, но позже сбежал благодаря половцу Лавру, так как всех русских пленных собирались перебить.
|||
„Слово“ написано в 1187 г.
„Слово“ не повествует о событиях Игорева похода. Оно их оценивает и взвешивает.
Смысл поэмы призыв русских князей к единению. Центральный образ "Слова" — образ Русской земли.
Как единое целое выступает для автора и вся русская природа.
Широкий пейзаж особенно отчетливо выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовны насады до Кобякова стана, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.
Князя Игоря можно назвать “сыном эпохи”, он является “средним” князем своего времени, вроде классный, храбрый, но такой, блин, безрассудный.
IV
Автор “Слова” берет образы не только из фольклора, он извлекает их из деловой речи, из лексики военной и феодальной. Произведение неразлучимо с культурой всего русского языка, с деловою речью, с образностью лексики военной, феодальной, охотничьей, трудовой, а через нее и с русскою действительностью.
В „Слове“ можно найти близость и к устной народной причети, и к былинам, и к славам, которые пелись князьям, и к лирической народной песне, но нужно понимать, что оно с самого начала было именно записано его автором.
И кто же был автор? Он занимал свою независимую патриотическую позицию, по духу своему близкую широким слоям трудового населения Руси. Это народный певец, искусный и тонкий, создавший произведение литературное, а не устное; но его литературное произведение связано в гораздо большей степени с устным языком, с русской действительностью, с поэтической символикой жизни, чем с литературной традицией своего времени.