Найти тему
Dima Langovoy

Глазами эмигранта

Интересно наблюдать со стороны, за миром, в котором ты прожил целых 40 лет, со стороны. Я, безусловно, часть этого мира, впитавшая в себя всё лучшее и худшее и этого уже не поменять. Но, наблюдательность - это не то, что можно как-то отключить, или хотя бы, временно, обесточить. Живя тут, волей не волей, сравниваешь всё происходящее. И если анализировать местных, пока ещё очень рано, хотя я очень много общаюсь, с совершенно разными людьми, то вот "наших" как тут, так и там, отсюда видно уже по-другому. Не то чтобы, прям совсем не так как раньше, но цвета гуще, палитра шире, эмоции ярче.

Как и всё что я пишу - это моё субъективное мнение и я никого конкретно не имею в виду. Ну, или почти никого. Что абсолютно точно и в этом нет ничего удивительного, мы все "совки". Даже те, кто самого "совка" уже не застал, всё равно мы все - они. Я здесь, впервые в своей жизни, а меня постоянно об этом спрашивают, мол, "как там было тогда?" сделал вот такой вывод: - Дело в том, что страна в которой мы родились канула в лету, а люди, мало того, что никуда не делись, они точно такими же и остались. Пропали просто четыре буквы. Наверное, родившиеся после 2000-го года, уже из другого теста, но их абсолютное меньшинство.

Один из основных заметных факторов того что мы другие, это то, что мы по прежнему говорим "МЫ". Здесь этого нет. Чаще чем здесь, я нигде и никогда не слышал "Я". В этом основное отличие. С самого детства у ребёнка есть его личное пространство и никому туда входа нет. Это не разгильдяйство, или попустительство родителей, нет - это право быть самим собой, а не частью общества, это право человека быть "Я", пусть и в каком-то ограниченном пространстве, в виде своей комнаты. Здесь люди не думают группами единомышленников, например, как это обстоит у нас.

Ну, к примеру, у нас есть интеллигенция. Так, сама себя называет прослойка людей, образованных, творческих (не обязательно), думающих шире, свободнее, независимее (как им кажется). На самом деле, это не так. Само по себе "интеллигенция" - понятие очень надутое. Ну есть же какие-то общепринятые признаки, той самой интеллигентности. Как-то, допустим - Булгаков гений, Мастер и Маргарита - бессмертное произведение, и если ты не знаешь про пролитое масло, Кота, Бегемота и Воланда, то какая ты к чёртовой матери, интеллигенция?! Даже на "засратую" не тянешь никак. И уже если ты в этом обществе, предположим, сказать что - "Ну, как-то Мастер и Маргарита - так себе книжечка" - ты не можешь. Да и в голову это никому, особо, не приходит. Зачем?! - когда ты уже в пуле. Эта прослойка людей, может иметь разногласия по некоторым вопросам, но каноны остаются прежними, с тех самых времён. Тарковский, Высоцкий, Шагал, Смоктуновский, Кандинский и так сильно далее - непререкаемые авторитеты, до сих пор. Ну и упаси бог, если тебе нравятся картина с медвежатами в лесу, или что вообще возмутительно, "Белые розы" Шатунова. Фи, моветон и мизинец в сторону. "Мы такое не смотрим, налейте мне пива нефильтрованного и креветок королевских, а не этих кормовых." Да, это самое "мы". Произносить его, вовсе, не обязательно, это "Мы", оно автоматически подразумевается.

У этой группы людей, точно так же как и у людей, не знающих кто такой Маркес и причём тут "сто лет одиночества", есть такие прямо целые направления, от которых дует не попутным ветром протеста, против банального, наивного, земного - одним словом против "котиков", говоря фейсбучным языком. Вот эту "массу", которая не может выговорить слово "Экзюпери", не потому что не читали, а потому что никогда этого слова не слышали, обществом высшим, принято пинать. За гомофобию, за "яжмать" и прививки, за советскую зашоренность, за безграмотность и неграмотность (не мог не вспомнить о себе), за неумение и не желание, за нафталин в принципе и в частности. Ну это пример, который лежит сейчас на поверхности моей ленты в фейсбуке, потому и привёл, хотя, комбинаций - уйма. Пинать принято тоже толпой. В этом, на мой взгляд и есть совковость. Одно из её проявлений. Первое - это категоричность, второе - "Мы" нижеподписавшиеся правы и мы вам сейчас это докажем.

Здесь настолько этого всего нет, что когда я вижу баталии "правых во всём", с "неправыми во всём", создаётся впечатление, что никто и не пытается донести до кого-то какую-то светлую мысль, о доброте, взаимоуважении, терпении, терпимости, логичности каких то выводов, или поступков, нет... Доброе и светлое сеется всё теми же методами - ненавистью, ну или неприятием заблуждающихся, либо откровенно неправых.

Я уже столько раз себя здесь бил по губам за высказывание своего мнения, с неким пренебрежением к потенциальным несогласным. Они как-то так это всё давно пережили уже, как-то так это пережили удачно, что они не конфликтуют тут. Во главе угла, вот это, пусть и звучащее банально, но "Моя свобода заканчивается там, где она мешает свободе другого". Я отвечаю за базар - они так живут. В семье не без урода, но в целом, тут так. У меня от этого по началу дух захватывало - как они умеют сглаживать углы так и там, где это необходимо, при этом с минимальными потерями со всех сторон и во всех аспектах.

На католическое Рождество был случай, когда поляк, скорее всего не знающий, кто такой Кароль Войтыла, уходя с работы, сказал парню турецкого происхождения "Merry Christmas". Безо всякого намёка на какую-то принадлежность к религии и вообще, тут, в этом абсолютно атеистическом мире, так просто принято. Ну исторически сложилось. Ну, как мы говорим "слава богу", не имея никаких богов в виду, абсолютно. В общем, турок поморщился и не протянул ему руку на прощание. Как только натянулась эта гитарная струна, её мгновенно ослабили голландцы, которые мгновенно увели разговор в другое русло, удобное и комфортное обоим лагерям, если их так можно назвать. Мне это запомнилось, как по причине всё той же наблюдательности, так и по причине того, что я представил эту ситуацию у нас. Срача, было бы не избежать, просто однозначно. Причём как между участниками событий, так и между поддержантами с обеих сторон. Это бы, скорее всего перетекло в интернет, а уж что течёт там в подобных ситуациях в "нашем" обществе, мы все в курсе.

У них тут так важно "Я", что никакая сила "Мы" тут никого не интересует. Сила не в правде, брат, а в умении свою правоту никому не навязывать. Как-то так.