Установлению Патриаршества на Руси предшествовал рост ее значения и влияния во всем православном мире. После того, как патриарший престол в Константинополе полностью стал зависеть от турецких султанов, Россия фактически, стала единственной независимой православной державой, что обусловило естественное ее превращение в центр Православия.
26 января 1589 году в Успенском соборе Московского Кремля при огромном стечении народа во главе с Царем Феодором Иоанновичем. Константинопольский Патриарх Иеремия совершил каноничное поставление первого русского Патриарха - Иова.
После визита в Москву Патриарх Иеремия весной 1590 г. вернулся в Стамбул. В мае того же года на созванном там Соборе состоялось утверждение Патриаршего достоинства Московского Первосвятителя. В Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью Константинопольского патриарха Иеремии, его собственными словами специально упоминается "великое Российское царствие, Третий Рим". Правда, патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким, Иерусалимский Софроний, митрополиты, архиепископы и епископы, присутствовавшие на Соборе, определили Русскому Патриарху лишь пятое место в диптихе Патриархов, но это русскими было воспринято смиренно в связи со сравнительной молодостью Русской Церкви.
По величине же и мировому значению Русская Церковь уже тогда была, самой влиятельной, у которой восточные Патриархи, и более всего порабощенный турками "Вселенский" Патриарх, постоянно искали милостыни. Лишь русское покровительство, дипломатическое и финансовое, помогло выжить христианам в Османской империи.
Патриархи сыграли огромную роль в трудные времена для российской государственности. Особенно велика заслуга св. Патриарха Гермогена, призыв которого стал решающим для спасения Руси во время польской оккупации.
Утверждение Патриаршества в Москве завершило растянувшийся на полтора века период обретения Русской Церковью автокефалии, которая теперь уже становилась совершенно безупречной в каноническом аспекте.