Найти тему
TIME PSYCHOLOGY

Одаренные дети: творческий потенциал, возможные трудности развития и ошибки родителей

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Для современной системы образования одной из важных задач является развитие и поддержка детских способностей и дарований. Однако отсутствие своевременной психологической помощи детям, педагогам и родителям на сегодняшний день является серьезным препятствием.  

Существующие на данный момент теоретические основы и методы консультирования по вопросам одаренности и высоких способностей недостаточно разработанны в отечественной психологии.

В настоящее время, некоторые иностранные центры развития талантов включают в свои услуги консультирование и диагностику.

Так например, в сборнике зарубежных публикаций  под редакцией #С.Мендаглио , #Дж.С.Петерсона представлены модели консультирования одаренных детей и молодежи.

Авторами глав сборника стали школьные консультанты, консультанты по месту жительства и профессоры по вопросам повышения квалификации и консультирования учителей, имеющие многолетний опыт консультирования по вопросам одаренности.

Важным акцентом является ориентация на социально-эмоциональные и клинические вопросы, а не только на вопросы идентификации и обучения.

#Т.Л.Кросс , #Дж.Р.Кросс выпустили пособие для консультантов, работающих с одаренными детьми, авторами глав которого стали ведущие специалисты в данной области.

На данный момент, вопросы консультирования по проблемам одаренности детей дошкольного возраста освещаются значительно реже, чем детей школьного возраста, юношей и взрослых.

Однако актуальность поддержки ранней одаренности не вызывает сомнений.

Несмотря на различные трактовки и подходы, большинство исследователей современной психологии считают детскую одаренность сложным явлением.

В отношении маленьких детей чаще используется понятие «потенциал».

По мнению А.М. Матюшкина, высокий творческий потенциал является основой одаренности и может проявляться уже в дошкольном возрасте.

Наибольшее влияние на процесс раскрытия детской одаренности оказывает обучение и социальное окружение.

Так же признается влияние таких внутренних условий, как природные задатки (анатомо-физиологические особенности).

Чаще всего, основные #показатели одаренности дошкольника выражаются  творческими проявлениями и высокой познавательной активностью.

Развитие ребёнка в первые годы жизни идет стремительными темпами. В это время закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств.

Происходит формирование многих функций, возможны трудности развития.

Благодаря современному пониманию одаренности, допускается возможность проявления трудностей развития у неординарного ребенка-дошкольника.

В недавнем российском исследовании были выявлены некоторые закономерности развития дошкольников с признаками одаренности.

В исследовании приняли участие 290 дошкольников (230 детей 5–6 лет и 60 детей 6–7 лет),  посещающих дошкольные образовательные учреждения Москвы.

По данным исследования высоким творческим потенциалом, т.е. главной составляющей одаренности, отличались:

13,6% детей 5–6 лет,

15% детей 6–7-лет.

У части детей, наличие высокого творческого потенциала сочеталось с недостаточностью развития речи, общения и внимания.

Наиболее часто встречались #трудности речевого развития (правильного произношения звуков):

70% среди детей 5–6 лет,

32% среди детей 6–7 лет.

#Трудности концентрации и удержания произвольного внимания были выявлены у:

50% 5–6-летних

44% 6–7-летних.

Очень часто отвлекались

26,7% детей 5–6 лет,

22% детей 6–7-лет.

#Трудности в общении со взрослым были выявлены у:

20% детей 5–6 лет,

22% детей 6–7 лет.

У такого же числа неординарных детей наблюдались #трудности общения со сверстниками .

Также были проведены консультации для родителей, для оказания им психологической помощи в построении  взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать  гармоничному и успешному развитию ребенка и раскрытию дарований.

Специфика консультирования по вопросам развития дошкольников с признаками одаренности заключается в рассмотрении двух аспектов, которые зачастую обсуждаются и анализируются отдельно:

1.      Раскрытие дарований

2.      Преодоление трудностей развития.

Процесс психологического консультирования условно можно разделить на несколько этапов:

I.  Изучение особенностей развития дошкольника. Особое внимание уделяется обсуждению вопросов, связанных со способностями и дарованиями, а также трудностями;

II.  Этап принятия родителями того факта, что они являются родителями неординарного ребенка. Данный этап является крайне важным, так как он позволяет вскрыть и исцелить во взаимоотношении родителей и ребенка «болевые точки».

Иногда родители склонны связывать большие надежды с начинающей проявляться одаренностью сына/дочери, и ожидать быстрых успехов. Но столкнувшись с трудностями, испытывают разочарование и подчас раздражение на себя, считая себя плохими родителями, и/или на ребенка.

III. Обсуждение вопросов создания условий для дальнейшего раскрытия одаренности и гармонизации развития, а именно, определение стратегии взаимодействия с одаренным ребенком и выявление ресурсов семьи для его успешного развития. 

Зачастую, наиболее сложным оказывается II этап. При его проведении актуальны положения о духовно-ориентированном диалоге , разработанные Т.А. Флоренской, и основные #положения понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка.

______________________________________

Эти статьи могут быть вам интересны:

Отношения сиблингов: как на нас влияют братья и сёстры?

Как разные поколения относятся к психологической помощи?

Почему люди суеверны и верят в паранормальное?

Чего ожидать от трансформаций современного брака?

Послеродовая депрессия: то, о чем не принято говорить

Что стоит знать про нейробиологию каждому человеку?

_______________________________________

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.

Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.

Творческий потенциал
0