Для современной системы образования одной из важных задач является развитие и поддержка детских способностей и дарований. Однако отсутствие своевременной психологической помощи детям, педагогам и родителям на сегодняшний день является серьезным препятствием.
Существующие на данный момент теоретические основы и методы консультирования по вопросам одаренности и высоких способностей недостаточно разработанны в отечественной психологии.
В настоящее время, некоторые иностранные центры развития талантов включают в свои услуги консультирование и диагностику.
Так например, в сборнике зарубежных публикаций под редакцией #С.Мендаглио , #Дж.С.Петерсона представлены модели консультирования одаренных детей и молодежи.
Авторами глав сборника стали школьные консультанты, консультанты по месту жительства и профессоры по вопросам повышения квалификации и консультирования учителей, имеющие многолетний опыт консультирования по вопросам одаренности.
Важным акцентом является ориентация на социально-эмоциональные и клинические вопросы, а не только на вопросы идентификации и обучения.
#Т.Л.Кросс , #Дж.Р.Кросс выпустили пособие для консультантов, работающих с одаренными детьми, авторами глав которого стали ведущие специалисты в данной области.
На данный момент, вопросы консультирования по проблемам одаренности детей дошкольного возраста освещаются значительно реже, чем детей школьного возраста, юношей и взрослых.
Однако актуальность поддержки ранней одаренности не вызывает сомнений.
Несмотря на различные трактовки и подходы, большинство исследователей современной психологии считают детскую одаренность сложным явлением.
В отношении маленьких детей чаще используется понятие «потенциал».
По мнению А.М. Матюшкина, высокий творческий потенциал является основой одаренности и может проявляться уже в дошкольном возрасте.
Наибольшее влияние на процесс раскрытия детской одаренности оказывает обучение и социальное окружение.
Так же признается влияние таких внутренних условий, как природные задатки (анатомо-физиологические особенности).
Чаще всего, основные #показатели одаренности дошкольника выражаются творческими проявлениями и высокой познавательной активностью.
Развитие ребёнка в первые годы жизни идет стремительными темпами. В это время закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств.
Происходит формирование многих функций, возможны трудности развития.
Благодаря современному пониманию одаренности, допускается возможность проявления трудностей развития у неординарного ребенка-дошкольника.
В недавнем российском исследовании были выявлены некоторые закономерности развития дошкольников с признаками одаренности.
В исследовании приняли участие 290 дошкольников (230 детей 5–6 лет и 60 детей 6–7 лет), посещающих дошкольные образовательные учреждения Москвы.
По данным исследования высоким творческим потенциалом, т.е. главной составляющей одаренности, отличались:
13,6% детей 5–6 лет,
15% детей 6–7-лет.
У части детей, наличие высокого творческого потенциала сочеталось с недостаточностью развития речи, общения и внимания.
Наиболее часто встречались #трудности речевого развития (правильного произношения звуков):
70% среди детей 5–6 лет,
32% среди детей 6–7 лет.
#Трудности концентрации и удержания произвольного внимания были выявлены у:
50% 5–6-летних
44% 6–7-летних.
Очень часто отвлекались
26,7% детей 5–6 лет,
22% детей 6–7-лет.
#Трудности в общении со взрослым были выявлены у:
20% детей 5–6 лет,
22% детей 6–7 лет.
У такого же числа неординарных детей наблюдались #трудности общения со сверстниками .
Также были проведены консультации для родителей, для оказания им психологической помощи в построении взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать гармоничному и успешному развитию ребенка и раскрытию дарований.
Специфика консультирования по вопросам развития дошкольников с признаками одаренности заключается в рассмотрении двух аспектов, которые зачастую обсуждаются и анализируются отдельно:
1. Раскрытие дарований
2. Преодоление трудностей развития.
Процесс психологического консультирования условно можно разделить на несколько этапов:
I. Изучение особенностей развития дошкольника. Особое внимание уделяется обсуждению вопросов, связанных со способностями и дарованиями, а также трудностями;
II. Этап принятия родителями того факта, что они являются родителями неординарного ребенка. Данный этап является крайне важным, так как он позволяет вскрыть и исцелить во взаимоотношении родителей и ребенка «болевые точки».
Иногда родители склонны связывать большие надежды с начинающей проявляться одаренностью сына/дочери, и ожидать быстрых успехов. Но столкнувшись с трудностями, испытывают разочарование и подчас раздражение на себя, считая себя плохими родителями, и/или на ребенка.
III. Обсуждение вопросов создания условий для дальнейшего раскрытия одаренности и гармонизации развития, а именно, определение стратегии взаимодействия с одаренным ребенком и выявление ресурсов семьи для его успешного развития.
Зачастую, наиболее сложным оказывается II этап. При его проведении актуальны положения о духовно-ориентированном диалоге , разработанные Т.А. Флоренской, и основные #положения понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка.
______________________________________
Эти статьи могут быть вам интересны:
Отношения сиблингов: как на нас влияют братья и сёстры?
Как разные поколения относятся к психологической помощи?
Почему люди суеверны и верят в паранормальное?
Чего ожидать от трансформаций современного брака?
Послеродовая депрессия: то, о чем не принято говорить
Что стоит знать про нейробиологию каждому человеку?
_______________________________________
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.
Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.