Найти тему
При свете абажура

Кто такие "советские корейцы"? (часть 3-я)

Началом миграции корейцев на территорию России принято считать шестидесятые годы девятнадцатого века. Миграционных потоков было несколько, и их первопричиной всегда были нехватка земель, стихийные бедствия, голод и притеснения как со стороны чиновников, так и со стороны японских оккупантов, которые по старой привычке оккупировали всё, что можно и нельзя.

Российские чиновники имели смутное представление о корейцах, но ввиду небольшого количества переселенцев, им разрешили селиться в приграничных районах, а в качестве эксперимента даже выделили землю. Через год, когда корейцы собрали богатый урожай, правила заселения слегка подкорректировали.

- Мы выделим вам и новым переселенцам столько земли, сколько сможете обработать. - сказали тогда чиновники, - И даже предоставим вам российское подданство. Но в случае ведения Россией военных действий на Дальнем Востоке вы обязаны оказывать всяческое содействие царскому правительству. Например, снабжать армию провиантом и домашним скотом.
- Эээ... И это всё? - спросили удивленные корейцы, основную массу которых составляли крестьяне, умевшие пахать как в прямом, так и в переносном смысле.
- Нет, не всё. - ответили чиновники. - Вам надлежит принять Православие. В интересах, так сказать...
- А что насчет третьего условия? - нетерпеливо уточнили корейцы.
- Это всё.
- Отлично! Где там у вас святцы, вы говорите? - и корейцы выстроились в очередь.

Спасаясь от смерти и в поисках лучшей жизни корейцы готовы были принять хоть индуизм, хоть иудаизм, хоть зороастризм - только бы остаться в живых! Именно с тех пор у корейцев, оказавшихся на территории России, а также у их потомков появились православные имена. Эти имена, в том числе, облегчали жизнь самим чиновникам, ведущим учет всех переселенцев и их детей, потому как разобраться с корейскими именами и фамилиями без пол-литра было невозможно.

Переход на гражданские имена (сцена из фильма "Джентльмены Удачи")
Переход на гражданские имена (сцена из фильма "Джентльмены Удачи")

Вообще, тема корейских и квази-корейских имен достаточно занятная, и чуть позже мы к ней обязательно вернемся.

Для большинства корейцев, попавших на территорию России, пристанищем стал, конечно же, Приморский край, как ближайший к российско-корейской границе. Со временем корейцы стали заселять и соседние регионы, но всё же основная масса проживала именно в Приморской крае. Корейцы преимущественно занимались тем, что хорошо умели и за что их ценили царские власти - возделывали землю. Приход Советской власти на Дальний Восток корейцы приняли на "ура". Им импонировала коммунистическая идеология, где во главу угла ставились интересы трудящихся, демократизм и интернационализм. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с началом Гражданской войны корейцы добровольно шли в Красную Армию или сражались в составе партизанских отрядов.

-3

Несмотря на преимущественно сельский уклад жизни, корейцам не запрещалось осваивать и другие профессии. До 1937 года у корейцев были точно такие же права и обязанности, как и у прочих граждан Советского Союза, а потому в корейской среде было немало врачей, учителей, военных и представителей других профессий. Среди корейцев особенно котировались преподаватели, ну а кузницей педагогических кадров считался именно Посьетский район. Если вам рассказывали о каком-нибудь очень грамотном, очень толковом и интеллигентном учителе корейской национальности, то почти со стопроцентной вероятностью можно было утверждать, что он из Посьета.

К концу тридцатых годов двадцатого века корейцы настолько органично влились в экономику и социум Дальнего Востока, что уже воспринимались неотъемлемой частью советского народа.

1937 год, роковой и зловещий для многих советских граждан, не стал исключением и для корейцев. В ту тревожную пору угроза японского вторжения рассматривалась руководством СССР как вполне реальная. На границе сохранялась напряженность, которую усугубляли провокации с японской стороны. Неудивительно, что корейцы, проживающие в приграничных районах и внешне похожие на японцев, оказались в поле зрения властей. Сталинская верхушка сочла корейцев "пятой колонной", которая в случае японской агрессии начнет тесно сотрудничать с врагом. Такова была незамысловатая логика властей в те годы.

А теперь попробуем противопоставить ей логику советских корейцев, чьи предки, рискуя жизнью, когда-то переходили по льду приграничную реку Туманган (Туманную). Угроза провалиться под лед была не единственной смертельной угрозой. Дело в том, что за смену гражданства корейских мигрантов на родине ждала, ни много ни мало, смертная казнь. Так вот, если люди принимают решение оставить родную землю, сжечь за собой все мосты, если позади остаются притеснения, голод и смерть, а впереди - долгие годы тяжкого труда на новой земле, шанс добиться лояльности властей и заслужить право проживания на этой земле не только для себя, но и для своих детей и внуков, то имеет ли смысл хоронить все свои достижения, отдавать всё нажитое на откуп иноземным агрессорам, которые и так осточертели за многовековую историю? О каком "сотрудничестве" может идти речь, если корейцы с молоком матери, можно сказать, на генетическом уровне впитали анти-японские мотивы? Прибавьте к этому необходимость давать отпор китайским головорезам (хунхузам), устраивавшим периодические набеги на приграничные территории, и вы поймете, что в японской оккупации Дальнего Востока советские корейцы были заинтересованы менее всего. Да в благодарность за выделенную землю корейцы не то что голыми руками - зубами загрызли бы агрессоров, осмелившихся перейти границу Советского государства!

Если для защиты от внешних врагов китайцы когда-то выстроили свою знаменитую стену,

Великая китайская стена
Великая китайская стена

то Екатерина Вторая в этом качестве использовала поселения казаков на южных подступах.

-5

Именно казаки являлись гарантом безопасности и служили, можно сказать, естественной преградой на пути незваных гостей.

В таком случае, что мешало тому же Сталину подойти к национальному вопросу столь же прагматично и использовать корейцев как форпост на дальневосточных границах? Но Сталинская верхушка думала по-своему, в нюансы и тонкости национальной политики не вдавалась и действовала топорно, используя только силовой метод. Корейцы, японцы, китайцы - поди разберись! Всех под одну гребенку!

Незадолго до трагических событий корейцам было озвучено: готовьтесь к переезду и соберите те вещи, которые сможете унести на руках. И вот тут привычка корейцев жить скученно и компактно сыграла против них же самих, потому что в считанные дни все корейские семьи погрузили в теплушки, в которых обычно перевозили скот, и повезли в неизвестном направлении.

Куда везут, далеко ли ехать и вообще оставят ли в живых - не знал никто. Позади остался обжитой и уже ставший родным край, родные дома, хозяйство, добро, нажитое тяжким трудом, гостеприимная и плодородная земля. А впереди - дорога в неизвестность. Возможно, опять долгие годы непосильного труда, если не смерть.

Уже добрались до озера Байкал, а людей везут всё дальше и дальше, на Запад. Уже почти всю Сибирь пересекли, уже немало людей умерло в пути от болезней и голода, а дорога не кончается.

После месяца пути, когда уже и надеяться перестали, оказались на Казахстанской земле. Здесь высадили небольшую часть корейских семей, остальных же повезли дальше, в сторону Узбекистана. Именно в Узбекистане корейцы и должны были, по мнению властей, обосноваться, создать свою инфраструктуру и начать возделывать землю.

"Отец народов" и он же - логист-депортатор.
"Отец народов" и он же - логист-депортатор.

Таким образом, корейцы разделили судьбу многих других народов, репрессированных по национальному признаку.

Кстати, среди множества репрессированных народов, проживавших на территории Советского Союза, с этническими немцами нас объединяет именно то, что осудили нас не за прошлые прегрешения, которых мы не совершили, а за возможные будущие.

Как говорится, почувствуйте разницу.

(продолжение следует)

  • Свое мнение о прочитанном вы можете оставить в виде лайка/дизлайка или комментария.
  • Буду рад вашей подписке на мой канал.

Другие статьи на ту же тему:
Кто такие "советские корейцы"? (часть 2-я)
Кто такие "советские корейцы"? (часть 4-я)