Как показывает мой опыт общения с петербуржцами, многие из них даже не подозревают о существовании так называемых "советских корейцев" или "российских корейцев". Причин подобной неосведомленности несколько.
Основная - это относительная малочисленность. На бескрайних просторах России нас не очень много, около 150 000. Другими словами, на каждую тысячу россиян приходится один кореец. Год назад врач-отоларинголог из моей поликлиники, взглянув на меня и услышав мою фамилию, с такой неприкрытой горечью проронила "мало вас...", что я на некоторое время почувствовал себя чуть ли не североамериканским бизоном. Не скажу, что меня сильно удручает наша малочисленность. И потом, тут ведь смотря с чем сравнивать. Это в России нас мало, но если собрать по всему миру - так целый континент можно заселить! Короче, нас везде ровно столько, сколько должно быть. А между тем, на Дальнем Востоке мы были ничуть не экзотичнее, чем немцы на территории Поволжья или, скажем, те же ингерманландцы в Ленинградской области. Но об этом чуть позже.
Вторая причина неосведомленности заключается в том, что в СМИ чаще всего освещаются те исторические и героические события, которыми могут и должны гордиться широкие массы и о которых можно прочесть в школьном учебнике. Если же в истории имели место те факты, которые афишировать было не принято, то они попросту замалчивались. Широкому кругу это знать необязательно, а кому надо - пусть сам роется в "хронологической пыли".
Еще одна причина, а вернее, парадокс заключается в том, что такие известные личности как Юлий Ким, Нелли Ким, Виктор Цой, Костя Цзю, Марина Цхай, Анита Цой и другие, по идее, должны вызывать у поклонников интерес к своему национальному происхождению, однако к тому моменту, когда к ним приходит слава, всеобщее признание и любовь поклонников, они успевают вырасти из своих национальных костюмов и стать всеобщим достоянием.
К тому же, в жилах большинства из перечисленных знаменитостей течет не только корейская кровь, благодаря чему они становятся своими не только для корейцев, но и для представителей других национальностей и слоев общества. То есть, они превращаются в некие наднациональные величины, к которым привычные национальные ярлыки уже не прилипают.
Когда собеседники интересуются моим происхождением, и я говорю, что родом из Узбекистана, то они видят во мне либо узбека, либо, в крайнем случае, таджика, но никак не корейца.
Кстати, раз уж речь зашла об узбеках и таджиках, остановлюсь на этой теме чуть подробнее, чтобы уже к ней не возвращаться. Однажды я стал свидетелем разговора двух петербуржцев, один из которых признался в том, что не может отличить узбека от таджика. На что другой, более "опытный", поделился своим методом определения: "У таджиков глаза большие, а у узбеков - более узкие, миндалевидные". Такой метод кажется мне чересчур упрощенным и чем-то напоминает рекомендации, которыми снабжались работники советской милиции для определения национальности того или иного гражданина СССР. Не исключено, что метод работает, но с очень большими оговорками.
Как человек, проживший в Узбекистане более тридцати лет, могу сказать с уверенностью, что и сами узбеки вряд ли смогут обрисовать своего среднестатистического соотечественника в силу крайней непохожести всех типов друг на друга. К примеру, я видел таких чистокровных узбеков, которые казались чистокровными русскими, причем, некоторые из них были просто огненно-рыжие и больше походили на скандинавов. Также встречались узбеки сугубо кавказского типа с соответствующим телосложением и орлиными носами. Я видел узбеков, которые от постоянного и изнурительного труда под палящим солнцем становились похожими не то на индусов, не то на кенийских стайеров. А еще нередко можно было встретить бородачей, которые ничем не отличались от моджахедов с Гиндукушских высот. Я уже не говорю про узбеков различной степени монголоидности, от легкой и едва заметной до почти корейского типа. Справедливости ради стоит отметить, что здесь, в Северной столице, я встречал таких русских, которых, доведись им оказаться на улицах Ташкента, примут за русскоговорящих узбеков.
В корейской среде разнородность тоже имеет место, но она всё же однобокая. Тут всё гораздо проще: есть корейцы, похожие на самих себя, есть похожие на китайцев, на японцев, на монголов, на вьетнамцев, на калмыков, на казахов и на узбеков. Может быть, есть и другие типы, но мне они не встречались.
Наверное, вы захотите узнать, к какому типу относится сам автор этих строк. Так вот, я чуть ли не с детства слышу от соплеменников, что я "какой-то не такой", "не нашенский", неправильный, нетипичный кореец. Нет, меня за это не клевали ни в прямом, ни в переносном смысле, поэтому мой комплекс гадкого утенка, через который проходит практически каждый ребенок, незаметно перерос в синдром залетного кукушонка. Причем, моя корейская несхожесть или похожесть на не-пойми-кого с годами претерпевала странные метаморфозы. Когда мы с папой были в Бурятии (мне тогда едва стукнуло четырнадцать), один из местных жителей спросил у меня:
- Ты бурят?
- Нет! - поспешил я его заверить.
- А почему сразу "НЕТ!!!"? - передразнил он меня.
- Я кореец...
- Да какой ты кореец?! Ты - бурят! - успокоил он меня и отправился восвояси.
К слову сказать, в ту поездку я оказался не единственным новоиспеченным бурятом.
- Только что какой-то пожилой бурят принял меня за своего. - сказал папа, когда вернулся в купе после прогулки по перрону Иркутска. - Поздоровался со мной. "Сэмбэнэ!" сказал.
- И как же ты отреагировал?
- Ну и я сказал "сэмбэнэ!"
Когда я вошел в студенческий возраст, на одном из рынков Ташкента один дунганин принял меня за соплеменника, причем, его преждевременная радость и последующее за ней разочарование были такими искренними, что заронили во мне небольшое чувство вины. Ближе к тридцати годам я вдруг стал своим для китайцев, после чего "китайский след" преследует меня и по сей день. Когда мне перевалило за сорок, и я устроился в компанию, работающую в полиграфической сфере, мое участие в профессиональных выставках неизменно приводило в легкое замешательство посетителей нашего стенда. Едва взглянув на меня, они приходили к выводу о том, что у нас совместное предприятие с Китайской Народной республикой, но стоило мне раскрыть рот, и совместное предприятие становилось обычным "ООО". Точно так же были озадачены и китайцы, коих на выставках всегда хватало. Они обращались ко мне на китайском в полной уверенности услышать в ответ китайскую речь, не важно, на каком диалекте - кантонском или каком-нибудь красносельском. Мне приходилось объяснять им с помощью английского, что, мол, русскоязычный кореец и так далее. Не знаю, понимали они, о чем идет речь или нет, но головой кивали. Так что, я не теряю надежды наконец-то стать похожим на корейца хотя бы в преклонном возрасте.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, что несмотря на присутствие в Петербурге большого количества выходцев из Средней (или, как сейчас говорят, Центральной) Азии, петербуржцы имеют о них весьма смутное представление. Как, впрочем, и о пришлых и непонятных корейцах. Но в этом нет ничего странного: простой обыватель вряд ли станет проводить подобные изыскания, разве что из чистого любопытства. Если же вам небезынтересно узнать чуть больше, но вы ни разу не набирали в поисковой строке "советские корейцы", то эта статья для вас. Ну и, в какой-то мере, для меня самого, чтобы наконец привести в порядок разрозненные мысли и соображения, которые приходили в мою голову в разное время и в связи с разными событиями.
Сразу оговорюсь: данная статья не претендует на серьезное научное исследование. Я всего лишь излагаю то, с чем столкнулся сам, что услышал от людей знающих или изучил самостоятельно. Мог ошибиться в каких-то деталях, но суть старался донести без искажений. Да и писал я ее не для прославления народа, к коему принадлежу, а исключительно в просветительских целях. Вообще, на мой взгляд, гордиться принадлежностью к какой-либо национальности или народу глупо, поскольку то, кем ты родишься (норвежцем, малайцем или зулусом) зависит не от тебя, и повлиять на свое рождение ты никак не можешь.
Пожалуй, на этом пора заканчивать чересчур затянувшееся вступительное слово и переходить к основной части.
* Свой отзыв вы можете оставить в виде лайка/дизлайка или комментария. А чтобы не пропустить новые статьи, вы можете подписаться на мой канал.
Другие статьи на ту же тему:
Кто такие "советские корейцы"? (часть 2-я)