Ксюхе исполнилось двадцать два. Две унылые свечки в виде лебедей, оплавившийся маргариновый торт, остывшая курица. Гости, сидящие в смартфонах. Скукота. Ксюха переводила взгляд со стола на гостей и страдала. Все не то! Все какое-то пошлое и колхозное! Ксюха хотела оказаться сейчас в другом месте. В уютном кафе с видом на небоскребы. Чтобы на столе стояла итальянская паста, а рядом сидел успешный бизнесмен. Ну можно еще пару подруг, лопающихся от зависти.
Ксюха представляла это и самодовольно улыбалась. В Москву надо ехать! Ксюха считала себя птицей высокого полета, а родной Забугринск казался ей слишком низким. Задыхается она тут! Дышать нечем среди унылых рож, толкающихся в автобусе по утрам. А в Москве и транспорт доступнее - вон сколько веток метро, да еще есть огромные автобусы, загадочные электробусы и старинные трамваи.
При слове "трамвай" внутри Ксюхи начинало теплеть. В ее родном городке отродясь такого не было. Да и не будет. Кому нужен мелкий городок, в котором одни алкаши, да пенсионеры. Все нормальные давно в Москву переехали! Там и врачи гуманнее, и учителя образованнее, и каждый водитель несколько языков знает, чтобы туристам помогать ориентироваться.
Мысли были ее далеко. Ксюха мечтала, как будет прогуливаться по московской плиточке, цокая по ней каблучками. А рядом будет с ней идти успешный бизнесмен с модно стриженной бородой, белыми зубами и огромным букетом. Ксюха размазывала просроченный тортик по тарелке и жмурилась от счастья. Молодой человек Ксюхи, Димка Коврыгин, тоже жмурился от счастья - лучшая подруга Ксюхи что-то страстно нашептывала ему на ухо, пока никто не видел.
Через месяц после дня рождения Ксюха решилась покорять Москву. Надоело ей жить с родителями в двушке, каждый вечер после работы возвращаться в свою маленькую серую комнату и слушать папин телевизор из-за стенки. Надоело добираться на работу через весь город на стареньком автобусе. Надоело получать гроши за свои навыки. Димка Коврыгин не пожелал следовать за Ксюхой и остался дома "присматривать за своими пожилыми родителями". Активно помогала ему в присмотре Ксюхина подруга.
Родители Ксюхи оценили душевный порыв дочери стать москвичкой и пустить корни в столице и всячески ее поддерживали. Говорили, что ей в Москве только на панель идти, что обкрадут Ксюху еще в поезде, а в ближайшем переходе ее прирежут и продадут на органы. Ксюхина бабушка отнеслась к мечтам внучки более сдержанно и дала ей в дорогу свои похоронные сбережения. Мол, помереть всегда успею, а палки в колеса дитенку ставить нельзя!
Ксюха была уверена, что буквально за неделю сможет найти простецкую работу с зарплатой в 50 тысяч, а потом раскрутится и сможет получать все сто. Жить в роскошной квартире Ксюха не хотела, ее бы вполне устроила небольшая однушка в пределах МКАДа в пяти минутах ходьбы от метро. Но вышло совсем иначе.
Несколько ночей подряд Ксюха шерстила интернет в поисках дешевого комфортного жилья и высокооплачиваемой работы. Сайты пестрили объявлениями с вакансиями курьеров, водителей и продавцов. Историк Ксюха никому не сдалась. К концу недели, когда уже каждый знакомый спрашивал о поездке в Москву, Ксюха нашла жилье. Теперь она могла уехать отсюда! Впереди маячила плитка, небоскребы и улыбающийся бизнесмен.
Никто Ксюху в Москве не ждал. Таксисты не кинулись в драку ради ксюхиного чемодана. Мужчины не придерживали ей дверь в метро и не предлагали донести ее вещи. Вагоны метро были битком набиты людьми. Ксюха чувствовала себя шпротой, зажатой между умирающим дедом и потным мужиком средних лет.
Жить Ксюха стала в трехкомнатной квартире на семерых. В каждой комнате было по две женщины и только в ее, ксюхиной, целых три. Несмотря на обилие особей женского пола, порядка в квартире не наблюдалось. Из ванной торчали пучки волос, раковина всегда была наполовину полной, а тапки прилипали к полу, если долго стоишь на одном месте. Ночью вылезали из своих укрытий тараканы и устраивали забеги по стенам и шкафам.
Еда из холодильника постоянно куда-то пропадала. Ксюха не раз замечала, что часть ее йогуртов растворяется в воздухе. Но скандалить она не решалась. Мало ли. Соседки Ксюхи были крупными и сильными женщинами в возрасте от тридцати до шестидесяти. Одни работали на рынке, другие мастерами в салоне красоты неподалеку, третьи курьерами. Интеллигентная Ксюха на их фоне смотрелась серой молью на фоне жирных бабочек.
Утро в этой квартире начиналось в пять утра, когда со всех углов начинали звенеть будильники. Ксюха нервно вздрагивала и старалась закутаться в одеяло. Но заснуть не удавалось, так как девочки включали верхний свет. Нехотя Ксюха вставала и направлялась в коридор занимать очередь. Санузел был совмещенный, поэтому все терпеливо ждали, пока освободится ванная и туалет. Нравы были строгие - превысил лимит в 20 минут и свет магическим образом выключался. Еще через пять минут перекрывалась вода. Нарушителю оставалось только выползать из ванной и под крики товарок плестись в комнату.
Самые нетерпеливые чистили зубы на кухне, сплевывая зубную пасту в груду грязных тарелок в раковине. Увидевшая это один раз Ксюха зареклась ставить посуду в раковину.
После шумных сборов и традиционных выяснений отношений женщины шли на автобусную остановку. Конечно, можно было бы и дойти пешком до электрички. Но когда на улице шел дождь, хотелось погреться где-то в тепле. А автобусы и правда оказались большими, как и представляла Ксюха. До пятидесяти человек влезало в час пик. Не то что в забугринских развалюхах! Теперь Ксюха могла не держаться на поручень. Люди прижимались к ней так, что держаться за что-то не было необходимости.
Выйдя с автобуса, Ксюха направлялась на электричку. Бывало, отправление задерживалось из-за погодных условий. Но Ксюха не расстраивалась - в Забуринске электричек еще лет сто не будет, а полчасика можно и подождать.
Около 9 утра Ксюха приезжала в Москву. К 10 часам Ксюха бежала на очередное собеседование, поэтому у нее не было времени насладиться архитектурой большого города. Нужно было оббежать толпу пассажиров электрички, не подскользнуться на плитке, спуститься в переход и успеть в отъезжающий вагон метро. Каждая минута была на счету!
Каждый будний день Ксюха ходила на собеседования. Предлагала себя, свой диплом забугринского института, свои знания в области отечественной истории и современной педагогики. Но работодатели мало интересовались Ксюхой. раз за разом обещали Ксюхе позвонить и не перезванивали.
Бывало, что в день у Ксюхи было по 1-2 собеседования. После них она возвращалась как выжатый лимон. Она уже была готова плыть таким куском лимона в чае и ни о чем не думать. Но и чай, и лимон откладывались до вечера. Надо было добраться до дома.
Через полтора месяца Ксюха, усмирив гордость, устроилась продавцом в магазине одежды. Похоронные деньги почти закончились, а надо было еще платить за квартиру. Хозяин-армянин каждый день звонил Ксюхе и угрожал расправой, если она не заплатит. Поэтому Ксюха, отдав почти все оставшиеся деньги за следующий месяц, устроилась кассиршей.
На остаток Ксюха накупила круп и лапши быстрого приготовления. Кое-как удалось продержаться еще месяц...