Найти в Дзене
Записки бьютиблогера

Рассматривая картину Гольбейна в музее, Достоевский вставал на стул. От ракурса меняется изображение

Откуда Достоевский знал эту картину? Что он в ней нашёл? Как картина меняется в зависимости от ракурса?

"Мёртвый Христос в гробу" - полотно немецкого художника Ганса Гольбейна Mладшего, представителя Северного Возрождения. Эту картину Ф.М. Достоевский несколько раз упоминает в романе "Идиот". Она висит над дверью в доме Рогожина.

Ганс Гольбейн Mладший. Автопортрет, 1542, Галерея Уффици
Ганс Гольбейн Mладший. Автопортрет, 1542, Галерея Уффици

Откуда Достоевский знал эту картину? Любой интеллигентный человек в России XIX века прежде всего заочно знакомился с этой картиной благодаря Н.М. Карамзину. С самого детства родители писателя читали ему "Историю российского государства" и "Письма русского путешественника" Карамзина, который в свое время побывал в Швейцарии и, в частности, в городе Базеле, где увидел эту картину. Вот, что у Карамзина сказано об этом полотне:

…с большим примечанием и удовольствием смотрел я… на картины славного Гольбейна, базельского уроженца и друга Эразмова ... В Христе, снятом с креста, нет ничего божественного, но как умерший человек изображен весьма естественно
Портрет Н.М. Карамзина. А. Венецианов. 1828
Портрет Н.М. Карамзина. А. Венецианов. 1828

На этой картине, как сказал бы любой искусствовед, мы видим торжество невозрожденного тела. Посмотрите сами. Жуткие закатившиеся глаза, в каком-то неестественном повороте от тела голова, тление, болезненная худоба, раны. Впечатление картина производит отталкивающее.

Мертвый Христос в гробу Ганс Гольбейн Младший. 1521–1522 гг.
Мертвый Христос в гробу Ганс Гольбейн Младший. 1521–1522 гг.

Не случайно жена Фёдора Достоевского Анна Сниткина в своих воспоминаниях все никак не могла понять, почему Достоевский, когда они были в Художественном музее Базеля, так "вперился" в эту картину:

Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный… В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии

На Сниткину это полотно произвело ужасающее впечатление. Вполне объяснимо. Ведь мы привыкли к другому Христу - возрождённому.

Дальше у них происходит курьёзный случайв музее в Базеле, который Анна Сниткина фиксирует в своих воспоминаниях. Дело в том, что эта картина во времена Достоевского висела на стене музея вторым рядом, выше человеческих глаз, ровно, как и у Рогожина. В наше время она висит на высоте человеческих глаз. То есть мы смотрим на нее прямо, а Достоевский смотрел на неё снизу вверх. Поэтому Фёдор Михайлович, чтобы рассмотреть картину получше, как пишет Сниткина в своих воспоминаниях, встал на стул. По-видимому, Анна Григорьевна, которая это пишет, на стул не вставала. И Карамзин, очевидно, тоже, когда был в этой галерее.

Теперь давайте вместе взглянем на картину сначала снизу вверх, а затем прямо, как вообще-то и рассчитывал Гольбейн, потому что полотно предполагалось не для музея, а для надгробия. Всё дело в том, что картина меняется, если смотреть на неё с разных ракурсов.

Снизу вверх:

Мертвый Христос в гробу Ганс Гольбейн Младший. 1521–1522 гг. Так на картину смотрели Сниткина и Карамзин
Мертвый Христос в гробу Ганс Гольбейн Младший. 1521–1522 гг. Так на картину смотрели Сниткина и Карамзин

На уровне человеческих глаз:

Мертвый Христос в гробу Ганс Гольбейн Младший. 1521–1522 гг. Так на картину смотрел Достоевский, и смотрим мы
Мертвый Христос в гробу Ганс Гольбейн Младший. 1521–1522 гг. Так на картину смотрел Достоевский, и смотрим мы

Совсем другая картина вдруг появляется перед нами. Давайте вместе сравним. Если внимательно рассматривать, вдруг окажется, что, если мы смотрим снизу, тело Христа как будто нависает над смотрящим, оно как будто обмякло, и вот-вот выпадет на нас.

Если же мы смотрим прямо, то видим, что тело не исхудало, а словно до судороги напряжено. Мышцы будто окаменели в неком усилии. Сильно поднята над плоскостью дна гроба шея, изогнутое плечо. И странный разворот головы вдруг осознаётся нами как движение, начало подъёма, осуществляемое чудовищным усилием. И вдруг мы видим, что глаз, вместо этого закатившегося, мертвого и не закрывшегося по смерти, предстает как будто раскрывающимся. Как когда человек просыпается, и его зрачок в последний момент перед пробуждением возвращается обратно. Ну, и наконец то, что называется, "гольбейновский хит" - у Гольбейна на любой картине какая-то часть полотна выходит за пределы передней плоскости, и возникает ощущение, что стирается граница между нашим миром и миром картины. В данном случае, выходят за пределы картины волосы (которые как бы придают динамики Христу, как будто совершается подъём) и кисть правой руки (она не расслаблена, напротив, она напряжена, Христос будто опирается ей о край гроба).

Мертвый Христос в гробу Ганс Гольбейн Младший. 1521–1522 гг. Фрагмент
Мертвый Христос в гробу Ганс Гольбейн Младший. 1521–1522 гг. Фрагмент

Взгляните и на свет, который словно идет изнутри этой картины. Откуда в гробу свет? Тогда, быть может, началось воскрешение?

Вот, что пишет крупная исследовательница творчества Ф.М. Достоевского Т.А. Касаткина, подводя итог:

Стоя перед картиной Гольбейна, Анна Григорьевна увидела «Мертвого Христа» — центральный образ романа «Идиот»; но Федор Михайлович увидел также и зерно, умершее, чтобы прорасти, — эпиграф к «Братьям Карамазовым

Романом "Идиот" Достоевский показывает, что мир, люди всегда на пороге воскрешения, что воскресение произойдет, оно будет, как и обещал спаситель 20 веков назад. В этом смысле он переносит нас в ситуацию первых христиан. Это мы сейчас знаем, что Христос воскреснет. А они на какое-то время потеряли Спасителя, в которого верили, которому доверяли. Люди похоронили его и оплакали. И вдруг пришли к могиле, которая оказалась пустой. Представьте ту радость, которую они испытали. Именно эту радость показывает нам Достоевский.

Фотография Ф.М. Достоевского
Фотография Ф.М. Достоевского

Одна японская исследовательница заметила, что в романе картина "Мёртвый Христос в гробу" появляется накануне каких-то страшных событий: либо покушение, либо убийство, либо самоубийство. После того, как герои смотрят на эту картину, Рогожин хочет убить Мышкина, затем после упоминания картины Ипполит пытается застрелиться. Но, возможно, важно нечто другое? Не чудовищные события, а наоборот, неудавшееся самоубийство и не состоявшееся покушение Рогожина. Это ведь натуральная радость. Достоевский показывает этим романом, что образ Божий в современном человеке всегда накануне воскресения, и мы всегда можем, присмотревшись, заметить это начавшееся воскрешение. И в романе "Идиот" воскресают все главные герои: и Рогожин, и Мышкин, и даже Настасья Филипповна. Но об этом поговорим в следующей статье.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх. Подписывайтесь на канал Записки КульТуристки . Впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!

Вам также может быть интересно:

Малозаметные и малоизвестные детали картины "Танец жизни" Мунка. Рассматриваем вместе

Романтичное признание в любви Достоевского. Талант быть женой гения

Нищая девочка-испанка. Рассматриваем детали

Роберт Фальк в Третьяковке. Что нужно знать перед выставкой