Очень надеюсь на помощь лингвистов и филологов, учителей русского языка. Тема элементарная. Числительные.
Я занимаюсь с дочерью русским языком по учебнику Г. Г. Граник, 6 класс. Проходили сегодня тему "Разряды числительных по составу".
- Числительные бывают простыми, сложными и составными.
- В простых числительных один корень, например: ДВа, ТРи.
- В сложных - два корня, например: ВОСЕМЬДЕСЯТ, ДЕВЯНОСТО.
- Составные числительные состоят из нескольких слов, например: ТРИСТА СОРОК ДВА.
Вроде бы, всё понятно.
Заполняет дочь табличку по образцу. А там...
Плохо видно. Но тут три "домика": простые, сложные, составные.
В домике "простые" два числительных: ШЕСТЬ (с этим всё ясно) и ШЕСТНАДЦАТЬ.
При этом ШЕСТ- отмечено как корень дугой, а -НАДЦАТЬ - как суффикс углом.
И дочь тут же задаёт вопрос: - Почему тут написано, что шестнадцать простое числительное? Ведь "шестнадцать" - это "шесть-на-дцать" и тут два корня. Значит это сложное числительное.
Я не нашлась, что ответить и пообещала ей выяснить этот вопрос.
Посмотрела у Розенталя.
Он относит числительное "восемнадцать" к сложным, как имеющее две основы.
Хм... в учебнике ошибка? Но Генриетта Григорьевна раньше не была замечена в подобном. Обычно было всё верно.
Поискала разные ресурсы в интернете.
Там все по-разному пишут.
И так, как Розенталь:
И так, как Граник:
Заглянула в Якласс
Якласс - красавчик. В теме "разряды числительных" говорит сразу об их склонении, никаких определений не даёт.
Зашла в ФОКСФОРД
Нашла довольно внятное объяснение:
Получается "мнения разошлись":
- одни считают ДЦАТЬ и НАДЦАТЬ суффиксами и, соответственно, числительные "шестнадцать" и "одиннадцать" получаются простыми,
- другие считают ДЦАТЬ корнем и числительные, соответственно, становятся сложными, так как включают два корня.
Вопрос: как принято в школе?
Я бы встала на сторону Розенталя. А Вы?