Найти в Дзене
Домобуч

Одиннадцать - простое или сложное числительное? Давайте разберёмся с этим вместе

Оглавление

Очень надеюсь на помощь лингвистов и филологов, учителей русского языка. Тема элементарная. Числительные.

Фото с сайта Pixabay, коллаж автора канала "Домобуч"
Фото с сайта Pixabay, коллаж автора канала "Домобуч"

Я занимаюсь с дочерью русским языком по учебнику Г. Г. Граник, 6 класс. Проходили сегодня тему "Разряды числительных по составу".

  • Числительные бывают простыми, сложными и составными.
  • В простых числительных один корень, например: ДВа, ТРи.
  • В сложных - два корня, например: ВОСЕМЬДЕСЯТ, ДЕВЯНОСТО.
  • Составные числительные состоят из нескольких слов, например: ТРИСТА СОРОК ДВА.

Вроде бы, всё понятно.

Заполняет дочь табличку по образцу. А там...

Фото автора канала "Домобуч" (простите за качество фото, вечер, телефон, руки дрожат...)
Фото автора канала "Домобуч" (простите за качество фото, вечер, телефон, руки дрожат...)

Плохо видно. Но тут три "домика": простые, сложные, составные.

В домике "простые" два числительных: ШЕСТЬ (с этим всё ясно) и ШЕСТНАДЦАТЬ.

При этом ШЕСТ- отмечено как корень дугой, а -НАДЦАТЬ - как суффикс углом.

И дочь тут же задаёт вопрос: - Почему тут написано, что шестнадцать простое числительное? Ведь "шестнадцать" - это "шесть-на-дцать" и тут два корня. Значит это сложное числительное.

Я не нашлась, что ответить и пообещала ей выяснить этот вопрос.

Посмотрела у Розенталя.

-3
Он относит числительное "восемнадцать" к сложным, как имеющее две основы.

Хм... в учебнике ошибка? Но Генриетта Григорьевна раньше не была замечена в подобном. Обычно было всё верно.

Поискала разные ресурсы в интернете.

Там все по-разному пишут.

И так, как Розенталь:

-4

И так, как Граник:

-5

Заглянула в Якласс

Якласс - красавчик. В теме "разряды числительных" говорит сразу об их склонении, никаких определений не даёт.

Зашла в ФОКСФОРД

Нашла довольно внятное объяснение:

-6

Получается "мнения разошлись":

  • одни считают ДЦАТЬ и НАДЦАТЬ суффиксами и, соответственно, числительные "шестнадцать" и "одиннадцать" получаются простыми,
  • другие считают ДЦАТЬ корнем и числительные, соответственно, становятся сложными, так как включают два корня.

Вопрос: как принято в школе?

Я бы встала на сторону Розенталя. А Вы?