Во-первых, крымский чёрт европейскому не брат, не сват и даже не товарищ! Главное отличие крымского от европейского заключается в происхождении – крымский не является исчадием Ада, напротив - родился он, как и Адам, в саду Эдемском и также был изгнан из божьего сада. Но изгнан не куда попало, как следует из библейских сказаний, а в Крым, в то место, на котором нынче находится уютный город Старый Крым, а дотоле - семь тысяч лет тому, первый город Земли – Тъаз. Более того, он не только не вредит потомкам адамовым, но зачастую помогает, например, научил кузнечному и ювелирному ремеслу, разжёг первый огонь, изобрёл колесо и ветряную мельницу, порох и водку (хотя польза двух последних сомнительна). И, главное, с Творцом всего сущего Мира сего обретается в совершенном почтении и сыновнем уважении.
Во-вторых, согласно крымским верованиям, чёрт существовал задолго до сотворения богом человека. Старинная Старокрымская легенда гласит, что изначально чёрт был один-одинёшенек на весь мир, так как являлся «черновиком» Адама, то бишь первой и неудачной попыткой Господа создать человека по образу и подобию своему. И вот однажды, после того как чёрт со скуки уговорил Еву отведать запретного плода эдемского и увидел, что у Адама и Евы будет потомство, то собственное одиночество ему немедля осточертело, отчего он попросил у Бога сотворить ему славного товарища.
В ответ на обоснованную просьбу (чёрт представил перед очи аллаховы дочь Евы – Къыз), бог позволил бесу макнуть кончик безымянного пальца в живую воду и стряхнуть каплю себе за спину, и из капли должен был явиться чёрту верный товарищ. Но лукавый Насисизлик (то есть «Неудача» - такое имя господь дал чёрту) макнул не палец, а руку, и по локоть. А когда стряхнул капли Аллаху за спину, то появилось видимо-невидимо демонов, которых рассердившийся Господь вместе с их творцом низвергнул с тверди небесной в район Коктебеля.
О видах и особенностях крымской нечисти.
Новорождённая нечисть чёртова падала 40 суток, а как только бог воскликнул «Аминь!», демоны шлёпнулись на землю и навсегда остались там, где оказались в то мгновение. Кого-то божественное «аминь» застало в Чёрном море, кого-то в болоте, кого-то в лесу, кого-то в горах, а кое-кто приземлился в человеческих жилищах и надворных постройках. Соответственно, крымский пантеон чёртовых творений чётко разделился три вида:
1). Демоны природы: аждерха (морской змей, чаще его именуют карадагским), морские русалки (аждерха-апай, что в дословном переводе с крымскотатарского означает «жена змея»), а также русалки речные, озерные и гольные (голь – пруд, ставок), ботакы (водяные), болотные кикиморы (къикмр), лешие и кок-яманы (чёрт-ветер).
2). Демоны семейного очага: эв (домовой) и его жена эвка (домовушка), их сын пардош-сия (чёрный кот). Кстати, в отличие от европейского чёрного кота - приносящего несчастья, крымский чёрный кот оберегает дом от плохих людей и болезней. А если он ещё и с пауком подружится, то в доме всегда будут водиться деньги. А всё потому, что согласно крымским приметам, если на голову человека спустится на паутинке паук, то это к финансовой удаче.
3). Человеческие химеры: упыри, пёсоглавы (итбакъабашы), ведьмы белые (акъкъарты), то есть добрые и злые - чёрные (карги), призраки (мисы).
Живут черти практически везде – в старых полуразрушенных домах, на старых мельницах, в болотах, в зарослях кизила (не зря кизил называют чёртовой ягодой!), в дуплах деревьев (особенно любят чинар и грушу). Омела почти всегда гнездо молодого чертёнка. Кроме того, чёрт может поселиться и в человеке.
Насколько этому можно верить – каждый должен решить для себя сам, но необходимо помнить - согласно крымским поверьям, черти появляются и теперь. Каким образом? Тут вариантов тоже три:
1). Черти, как и люди, попросту рождаются, поскольку женятся на ведьмах и живут полноценной жизнью. Кстати, увидев пыльный вихрь посреди дороги, наши предки были уверены, что повстречали бесовскую свадьбу. А если в такой вихрь бросить нож – смерч исчезнет, а на лезвии останется кровь. То есть крымская нечисть смертна и человек может от неё избавиться, но сама по себе нечисть не умирает. Убить чёрта или ведьму можно не только в день их свадьбы, но и в любой другой. Например, от чёрта можно избавиться, напоив его досмерти вином или катыком (разновидность крымской простокваши из кобыльего молока). Заживо сжечь в кузнечном горне, предварительно накрепко связав молодой виноградной лозой. Чёрт обязательно умрёт, если его дважды ударить по спине новым тележным колесом или трижды поцеловать каждый его рог.
2). В чертей превращаются умершие и не принявшие какую-либо веру дети (то есть ислам, иудаизм, православие и т.д.). Причём умершая девочка превратиться в ведьмочку, мальчик же - в чертёнка, причём в беспризорных, но ненадолго, так как их тут же усыновляют бездетные бесовские пары.
3). Проклятые в полночь полнолуния на пороге мечети, синагоги или церкви мужчины и женщины превращаются соответственно в чертей или ведьм – исключительно черных (карга).
Иногда женщина, и только женщина, по собственному желанию может стать ведьмой, но только белой (акъкъарты). Для этого ей достаточно в полдень Пасхи (если она христианка) или в последний рассвет Рамадана (если она мусульманка), или в вечер Песаха (если оная иудейка) трижды прилюдно отказаться сварить мужу кофе.
Кстати, крымские белые ведьмы чертовски красивы, что сразу выказывает их: среднего роста, всегда точёная фигура, обязательно жгучие брюнетки с тёмными большими глазами, страстными чуть полноватыми губами и томным густым, обволакивающим грудным голосом. Одеваются изящно и в то же время вызывающе. Чертовски умны, остроумны, любвеобильны, предпочитают весёлые компании, шумные развлечения, красные сладкие вина и хороший табак. Выходят замуж исключительно по любви и никогда за чертей. Иногда, некоторые, любопытства ради, заводят амурные отношения с карадагским змеем, но тогда рожают исключительно морских русалок, отличающихся от пресноводных необычайной красотой, грацией и изяществом.
Крымских чертей можно условно разделить на три категории.
Первая – это черти-вредители, которые всячески портят жизнь людям. При этом фантазия у них весьма разнообразна: от мелких пакостей до высушивания человека до смерти. Именно эти черти повинны в пожарах, моровых язвах и развязывании войн. Но тут следует сразу оговориться: пакостят они не по велению души, не из вредности и не со зла, а исключительно по причине безалаберности и природного любопытства, так как это молодые черти: чертенятки (чёртовы дети) и чёртоки (чёртовые юноши и девушки).
Вторая категория – старейшие, мудрые черти (икметли иблис). Эти не только особо не вредят, а зачастую помогают. Например, они исподволь, без огласки учат человека кузнечному и гончарному ремёслам, строить лодки и ловить рыбу. Помогают обучаться поварскому, портновскому и ювелирному искусствам, нашёптывают девушкам основные принципы обольщения, а женщинам - совращения. В первую брачную ночь наставляют молодых на путь продолжения рода и оберегают их покой в это время. Кстати, именно эти черти, а вовсе не Господь, создают волков, сорок, зайцев, змей, жаб, тарантулов, скорпионов, пауков. Заселяют новые голи рыбой, лягушками, черепахами, пиявками и ужами.
Третья категория - это черти-судьи (макемеджи иблис), которые восстанавливают справедливость: так, например, у крымских греков существует легенда, согласно которой макемеджи иблис заставил молодого чёрта отслужить три года у бедняка за украденный кусок хлеба. У крымских татар и готов существует поверье, что неправедно нажитое богатство обязательно пойдёт прахом, так как чёрт-судья либо сведёт с ума владельца сокровищ, либо сделает его горьким пьяницей или калекой, коему богатство станет не в радость – есть оно, а не воспользуешься.
Чётроморфы и прозвища
Внешний вид чёрта так же разнообразен, как и прозвища – эта одиозная фигура чаще всего является в виде обросшего шерстью существа с куцым хвостом и небольшими рожками. Правда встречаются и комолые черти, но крайне редко, зато у них длинный хвост с пышной львиной кисточкой.
Также черти запросто могут превращаться в неодушевлённые предметы – в клубки ниток, пучок перьев, в вороха сена, в придорожные камни и т.д. Иногда чёрт может оборачиваться в животное, по большей части в чёрного или белого кота (но тогда обязательно голубоглазого и глухого), чёрную собаку, козла, змею, свинью, волка и прочих чёрных животных. Хотя есть у них и некоторые ограничения: чёрт не может превратиться в корову, ибо в этом обличье его узнает любая баба и тут же его убьёт – трижды поцелует в каждый рог, от чего у чёрта развивается скоротечная холера. Не дерзают черти прикидываться петухом – солярной птицей, чей крик возвещает пробуждение Солнца и начало нового дня. Точно так же никто не видал нежити в ослиной или верблюжьей шкуре, поскольку в Крыму ослы и верблюды используются в качестве транспортного средства, а нечисть работать не любит.
Частенько крымские черти разгуливают по припортовым кабакам и базарам в образе изысканно одетого красивого мужчины высокого роста, слегка длинноносого, с чуть кривыми ногами, изрядно волосатого и голубоглазого. Но, несмотря на это, отличить его от обычного мужчины весьма просто: чёрт пьёт, но не пьянеет, женщины к нему притягиваются как осы на перезревший виноград, денег у него всегда в избытке и оный завсегда душа любой компании. Главное же – от Насисизлика всегда исходит тончайшее благоухание цветков горького миндаля с капелькой аромата цветущей магнолии и хорошего табака.
Именуют чертей в разных районах Крыма по-разному, при этом остерегаясь упоминать его настоящее имя – дабы не накликать. Вместо этого употребляют разнообразнейшие прозвища-эвфемизмы: джын, нежить, враг, игрец, казачок, коктебельник, хохляндик, москалик, окаянный, каменюшник, чинарник, шейтан, щезба, щезник и прочие. Существуют названия, характеризующие основные его черты в конкретных ситуациях: куцый, так как у него куцый хвост; запорожец, поскольку любит грабить прохожих; нечистый, в смысле на руку, особенно в карточной игре и в кости; лукавый, от умения вводить человека в искушения; казак – запросто уворует, к примеру, барана и тут же продаст его хозяину; бес…
Вот такие вот они – крымские черти: добрые и справедливые, опасные и лукавые, и симпатичные… Герои стародавних сказок и неотъемлемая часть мира, в котором жили наши предки. А если кто подумает, что всё вышеизложенное выдумка автора, то оный глубоко заблуждается, поскольку сие есть плод усердного и скрупулёзного изучения преданий, легенд и сказаний народов крымских: татар и греков, караимов и немцев, русских и генуэзцев, болгар и венецианцев, готов и персов…
С чертовским уважением, Александр Чердак