Найти тему

Маркетинговая стратегия: база

Прежде чем говорить о маркетинговой стратегии, давайте еще раз кратко коснемся определения в маркетинга.

В дополнение к предыдущей статье, мы, включив математический тип мышления, можем сказать так: Маркетинг = 4P + 4C

Выключив математический тип мышления, поясним: каждая из букв обозначает определенный параметр маркетинга и образует с другой буквой смысловую пару.

  • Продукт (Product) + Клиент (Client) — можно продать только то, что потребитель хоче купить.
  • Цена (Price) + Затраты (Cost) — обе стороны хотят уменьшить свои затраты (причем не только денежные - еще время, удобство и тд)
  • Продвижение (Promotion) + Коммуникация (Communication) — клиенты хотят диалога, а не монолога, хотят быть услышанными.
  • Место (Place) + Удобство (Convenience) — более актуально для офлайн-маркетинге, но и в интернете клиент хочет покупать, например, с удобного в использовании сайта.
Credits: Olivineexpress's Blog
Credits: Olivineexpress's Blog

1. Постановка целей - зачем нам это нужно

Ключевая мысль: любая маркетинговая цель всегда является следствием цели бизнеса. Маркетинг «служит» бизнесу, «служит» продажам.

Поэтому цель бизнеса должна транслироваться в любой маркетинговой компании и ставиться по SMART (кто не знает, что это - погуглите, универсальная вещь).

Основные цели маркетинга:

  • Дать потребителю знание о продукте и компании
  • Улучшить атрибуты бренда
  • Определить ЦА
  • Улучшить продажи
  • Вернуть маркетинговые инвестиции

Проще всего достигать цели, когда та представлена в виде формулы. Например, продажи = аудитория * средний чек * возвращаемость / отток

2. Конкурентный анализ - кто мы и кто вокруг нас

Задайте себе вопросы:

  • Есть ли у вас конкуренты? Кто они? Как общаются со своими клиентами? Какие каналы используют? Какие месседжи транслируют и тд, и тп.
  • В чем ваше преимущество, уникальное коммерческое предложение?
  • Почему вам готовы поверить?
  • Кто ваш потребитель? (если потребитель — «все», это вовсе не потребитель)
  • Как вы можете добраться до него (страна, доступные каналы коммуникации)?
  • Как он обходился без все это время?

Крайне важный вопрос, без ответа на который в принципе и не стоит заниматься маркетингом — есть ли у вас, разработали ли вы четкое сообщение, которое хотите донести до потребителей?

3. Определение точек контакта с потребителями

Что за точки контакта? Это любые места, где потребитель общается с вами, с вашей компанией, и решает, будет ли коммуницировать с ней и дальше. Это может быть различная реклама, сайт, соцсеть, сервисный центр, даже курьер в брендированной форме. Безусловно, какие-то из них более важные и эффективные, какими-то можно пренебречь, но все равно необходимо знать все точки контакта, как клиент попадает к ним, что видит и думает, как принимает решение.

Некоторые точки контакта положительные, то есть повышают конверсию и оставляют о вас хорошее мнение (например, форма оплаты заказа), а некоторые негативные (например, капча или обязательная регистрация для покупки). Так что точки надо не только знать, ими надо еще и управлять, делать лучше, снижать негативный эффект.

Credits: Calltouch
Credits: Calltouch

Примерно так можно выписать информацию по каждой точке:

  • Канал взаимодействия
  • Что мы ждем от пользователя? Какая у нас цель и идеальный сценарий нашего взаимодействия?
  • Какие проблемы в точке мешают клиенту?
  • Как их решить и помочь клиенту?
  • Какая конверсия, то есть какой % пользователей в итоге нажимает «купить»?
  • Сколько времени тратит человек в этой точке? Возвращается ли в нее? Куда идет после?
  • Какие эмоции клиент испытывает в этой точке?

4. Выбор наиболее эффективных каналов

Все каналы можно разбить на группы, в зависимости от целей, которым они служат

  • Построение знания о бренде/продукте — каналы, благодаря которым название вашей компании появляется в голове.
  • Улучшение атрибутов бренда — каналы, которые работают на улучшение вашего имиджа.
  • Вовлечение, увеличение лояльности к бренду — каналы, которые облегчают коммуникацию клиента с брендом, заставляют его вернуться на сайт.
  • Продажи — каналы, которые увеличивают продажи, улучшают конверсию.

Возможно для некоторых это будет инсайтом и откровением, но вопреки устоявшемуся мнению, в маркетинге можно посчитать все. Реклама на повышение осведомленности? Считаем стоимость контакта с потребителем. Вовлечение — стоимость лояльности. Продажи — возврат инвестиций (ROI).

Выбрав канал по душе, нам надо вложить в него ценностное предложение. Ценностное предложение должно отвечать задачам ЦА, закрывать их боли и нести выгоду. Заметим, выгода не всегда должна быть финансовой (хотя, как правило, в первую очередь думают про нее), она может быть и моральной: например, скидка, кэшбек, подарок.

Каков же план действий?

  1. Сформулировать четкие smart-цели для маркетинга
  2. Проанализировать конкурентов и из коммуникацию
  3. Проверить точки контакта
  4. Разработать ценностное предложение
  5. Выбрать месседжи и каналы коммуникации, которые нам нравятся, которые мы хотим прокачивать