Найти тему

На что способен педагог ради любимого ученика, или что может женщина сделать с мужчиной

Что бы вы сказали, если бы услышали историю о том, как некий муж (в смысле мужчина, а не в плане брачного статуса) становился на четвереньки и давал женщине кататься на себе, как на лошадке? Думаю, что «подкаблучник» было бы самое мягкое слово. Феминистки, наверное, нашли бы и здесь какой-нибудь подвох, хитрый способ унижения женщины, но эту категорию гражданок в расчёт не принимаем. Итак, господин N давал себя оседлать и кататься верхом женщине, да ещё и известной в определённых кругах «не тяжёлым» поведением. Как говаривала тётушка Чарли, из Бразилии: «Мы, женщины, можем делать с мужчиной всё что угодно. Это что-то!». А теперь усложним условия и скажем, что мужчина этот считается одним из самых умных людей своего времени, да и не только своего. Какие будут версии? № 1 – и этот туда же № 2 – ну игра у них такая была, любовная. Каждый развлекается, как хочет.

Самые сообразительные, наверное, уже давно догадались, что речь идёт об Аристотеле – великом древнегреческом философе, а каталась на его старческой спине некая мамзелька по имени Филлида. Она же Кампаспа. Я приведу несколько вариантов этой истории, а вы, пока смотрите иллюстрации, можете выбрать тот, который кажется вам наиболее достоверным.

Вариант 1 – педагогический (см. заголовок публикации) – Аристотель заметил, что его любимый ученик Александр (ещё не Великий, но уже Македонский) слишком прикипел к Филлиде. Боясь, что её прелести помешают юноше стать тем, кем он должен был стать, философ отправился к девице и потребовал от неё оставить в покое будущего завоевателя полумира. Дальше история разделяется на вариации. В случае 1.1. покатушки барышни на спине Аристотеля были ценой, которую пришлось заплатить за разрыв её отношений с Александром, в случае 1.2 хитрый Аристотель запланировал всё сам. Филлида восседала на его спине прямо под окнами Александра и когда юноша увидел всё это своими глазами, он оторопел. И сразу получил наставление от Аристотеля, дескать если эта вертихвостка может проделывать такое со мной, светилом мировой науки, то что же она сделает с тобой, молодым, горячим и неопытным.

Ганс Бальдунг Грин (1485-1545). Филлида верхом на Аристотеле. 1503. Париж. Лувр
Ганс Бальдунг Грин (1485-1545). Филлида верхом на Аристотеле. 1503. Париж. Лувр

Вариант 2 – грехопадение философа. В этом случае, возможно, всё начиналось, как и в первом варианте. Только вот уговаривая девицу отстать от Александра, Аристотель не на шутку увлёкся сам. Ну а дальше всё понятно. Седина в бороду…

Анри Леманн. Аристотель и Филлида. 1848
Анри Леманн. Аристотель и Филлида. 1848

Вариант 3 – ерунда всё это. Дело в том, что впервые эта легенда фиксируется только в XII веке нашей эры. Крестовые походы возродили в Европе интерес к личности Александра Македонского, что дало довольно интересные культурные всходы, в том числе и на нашей Руси (но это отдельная история).

Анонимный флорентийский мастер. Филлида верхом на Аристотеле. 1440. Музей Стибберт. Флоренция
Анонимный флорентийский мастер. Филлида верхом на Аристотеле. 1440. Музей Стибберт. Флоренция

Собственно, в античные времена этот сюжет не фиксируется. Зато в средневековой Европе и в начале Нового времени он необычайно популярен. Настолько, что проник даже в быт.

Акваманил (сосуд с краном для воды). Филлида на спине Аристотеля. 1-я половина XV века, Королевские музеи искусства и истории, Парк пятидесятилетия, Брюссель (Бельгия). Фото Википедия/ User:Vassil
Акваманил (сосуд с краном для воды). Филлида на спине Аристотеля. 1-я половина XV века, Королевские музеи искусства и истории, Парк пятидесятилетия, Брюссель (Бельгия). Фото Википедия/ User:Vassil

Античность знает немного другой сюжет. Александр заказал портрет Филлиды (Кампаспы) великому живописцу античности Апеллесу. В процессе работы художник (чтобы вы думали)… увлёкся моделью. В ответ на это, Александр просто подарил ему девицу. Опять-таки, вы можете сами выбрать лучшее продолжение истории: 1) Александр хотел показать, что он великодушен и легко может расстаться с любой ценностью, 2) Эта мадам ему уже давно надоела и он искал только повода отослать её от себя, 3) Аристотель каждый день капал на мозги, говоря, что они не пара, 4) Александр заметил, что Аристотель не может спокойно пройти мимо Филлиды и решил так спасти наставника.

Шарль Мейнье (1763 или 1768 – 1832, Франция) Александр, Кампаспа и Апеллес. 1822. Музей изящных искусств Ренн (Франция)
Шарль Мейнье (1763 или 1768 – 1832, Франция) Александр, Кампаспа и Апеллес. 1822. Музей изящных искусств Ренн (Франция)

В общем, мораль сей басни очевидна – всегда надо иметь свою голову при себе, а дальше действовать по ситуации.