Территория древней Римской империи охватывала не только большую часть Европы, она простиралась до Африки, захватывала Азию, а также покрывала собой многочисленные острова. Конечно, чтобы сохранять повиновение провинций Риму требовалась огромная армия. Но не только. Нужна была мобильность – возможность быстро пройти из одного места в другое. Поэтому римляне строили римляне везде, куда только ступала нога легионера. А когда произошло падение Империи, дороги остались, как маленький сувенир на память. Сувенир, который кое-где сохранился до наших дней…
Мне очень доставляют такие артефакты, взглянув на них, можно мысленно пронестись сквозь века и увидеть, отряд легионеров, идущий на усиление северной границы и воинов, присевших в тени сосен на обед или простых жителей, укладывающих камень за камнем эту дорогу. Фантазируйте сами, Топ 10 Римских дорог
1.Аппиевой дороге, которая считается самой важной римской дорожной артерией своего времени, в следующем году исполнится 2330 лет – юбилей, теряющийся в тысячелетиях. Движение в две полосы осуществлялось от Рима до Бриндизи и сейчас на этом маршруте существует современная автострада с небольшими участками древнего булыжного покрытия
2. В 120 году до н. э. ба построена дорога, соединявшая Рим с Испанией через Галлию. Строительство римских дорог уже тогда отличалось основательностью. Под дорожное полотно вырывались широкие канавы, на дно которых бросали куски твердых скальных пород, далее насыпали гравий, а затем укладывали большие плоские булыжники, скрепляя их цементом на основе пуццолана. Естественно, дорога сохранилась до нашего времени.
3. Из Рима на север, во Францию, вела Агриппиева дорога. Сейчас ее остатки можно высмотреть близ Лиона, а раньше он вела в Па-де-Кале, то есть простиралась до Верхней Франции. Любопытно, что отдельные участки дороги используются и сейчас и это несмотря на очень почтенный возраст – 1977 лет.
4. Примерно в одно время с Агриппиевой дорогой проходило строительство Календской дороги (тропы) в Крыму. Она извилиста и частично проходит по карнизам над обрывами, что в принципе для Римских дорог нетипично. Бывало, римляне даже срубали скалы, чтобы положить путь попрямее. Римская дорога в Крыму еще и уже (в среднем два метра), но уж сделана на совесть и продолжает служить до наших дней.
5. На земле современной Германии римляне в свое время хозяйничали, как у себя дома. В частности строили не только военные лагеря, но и дороги. Нельзя сказать, было ли радо этому местное население, так как его часто привлекали к финансированию строительства, скорее всего, в добровольно-принудительном порядке.
6. Эта римская дорога – одна из самых протяженных. Все 800 километров она проходит по Албании, Турции, Македонии и, естественно, ведет в Рим. Строительство заняло 99 лет, так как помимо протяженности по ходу строительства были встречены участки с очень сложным рельефом. Однако после постройки регион получил торговый путь, а города, через которые проходила Эгнатиева дорога, стали процветающими торговыми центрами.
7. Еще более длинной была Августова дорога на территории современной Испании – 1500 км. Она шла от Кадиса до Жироны, заходя в Барселону. Любопытно, что почти все римские дороги назывались по имени их строителя, но Августова дорога названа по имени императора, который ее отремонтировал – Октавиана Августа. Остатки дороги можно увидеть в Сагунто.
8. В Салониках древняя римская дорога находится прямо посередине города и представляет собой работающий перекресток и часть улицы. Построена она в 4 веке нашей эры, и это было уже более совершенное сооружение 7,5 метров шириной (например, ширина Аппиевой дороги – 4 метра). Дорогу обнаружили в ходе строительства метро, и как не удивительно, ее ответвления совпадают с расположением современных улиц.
9. Много дорог римляне построили в Англии – это было просто необходимо в условиях климата провинции. Для Икнилдской дороги и маршрут был выбран настолько удачно, что большая его часть была застроена современными автострадами, а небольшой участок римского полотна сохранился в Бирмингеме.
10. Около Манчестера находится отменно сохранившийся участок римской дороги с канавой для отвода воды посередине пути – Blackstone Edge. Построен он на Ришвортских болотах – вот яркий исторический пример, как надо строить дороги!