Найти тему
Иностранные дела

Проиграет ли Азербайджан от разблокирования экономических и транспортных связей с Арменией?

27 сентября 2020 года в Нагорном Карабахе произошло очередное обострение многолетнего конфликта, которое, к счастью, не переросло в полноценную войну между Азербайджаном и Арменией.

9 ноября 2020 года было объявлено перемирие.

В соответствии с п. 9. Соглашения о перемирии разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе. Республика Армения обеспечивает транспортное сообщение между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России.

11 января 2020 года состоялась встреча между руководителями Армении, Азербайджана и России, на которой обсуждались шаги по реализации п. 9 Соглашения о перемирии.

Заявления для прессы по итогам переговоров Президента России Владимира Путина с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и Премьер-министром Армении Николом Пашиняном 11.01.2021
Заявления для прессы по итогам переговоров Президента России Владимира Путина с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и Премьер-министром Армении Николом Пашиняном 11.01.2021

Транспортная блокада сильно ограничивала развитие Азербайджана, Армении, а также соседних стран, например, Турции, Грузии и Ирана. При этом, как мы уже писали в отдельной статье, наиболее сильно блокада отражалась на Армении. Если при СССР 85% грузов Армения получала через Азербайджан с южного (мегринского) направления, а 15 % - через Грузию, то сейчас около 70% - через Грузию, остальное через Иран.

Схема железных дорог Армении
Схема железных дорог Армении

При этом, если мегринское направление обеспечивало перевозку крупнотоннажных грузов, то грузинское направление по своим характеристикам не способно справляться с большим грузопотоком. Поэтому, например, при СССР через Грузию шли в основном пассажирские поезда.

Азербайджан имеет более выгодное географическое положение и запасы нефти и газа, что позволило ему более успешно преодолевать транспортную и экономическую блокаду, но и он сталкивался с последствиями блокады. Нахичевань фактически была отрезана от Азербайджана, возросли логистические издержки. Азербайджану пришлось строить отдельную железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс для связи с Турцией. Но она проходит по территории Грузии, с которой у Азербайджана не идеальные отношения. К тому же безальтернативный маршрут всегда повышает риски и экономические издержки. Поэтому логично иметь несколько вариантов перевозок.

Это применимо и к транспортным коридорам «Север-Юг» и «Юг-Запад».

Транспортные коридоры «Север-Юг» и «Юг-Запад» (иранская версия)
Транспортные коридоры «Север-Юг» и «Юг-Запад» (иранская версия)

Например, есть потребность в железнодорожном сообщении параллельно Каспийскому морскому коридору. Иран давно строит на своей территории железную дорогу Астара-Решт-Казвин к Азербайджану. Участок Решт-Казвин уже построен, но он потребовал затрат примерно на уровне 2 млрд долларов, а участок Астара-Решт будет готов только в перспективе.

Железная дорога Астара-Решт-Казвин. (Участок Решт-Казвин был запущен в 2019 году)
Железная дорога Астара-Решт-Казвин. (Участок Решт-Казвин был запущен в 2019 году)

Более быстрыми являются варианты железнодорожных перевозок через Нахичевань (Джульфа) – Армению (Гюмри) – Грузию, Нахичевань (Джульфа) – Армению (Гюмри) – Турцию, Нахичевань (Джульфа) – Армению (Мегри) – Азербайджан – Россию. На всех направлениях речь идёт о модернизации и реконструкции линий, а не о новом строительстве на всём протяжении, что более выгодно. При этом выгоду получают все территории-транзитёры, в том числе Нахичевань и Армения, которые были за рамками железнодорожного транзита.

Кроме этого, сейчас проектируется железная дорога Карс-Игдыр-Нахичевань, которая исключит Армению из западного направления грузопотока.

Схема железных дорог вокруг Армении через Азербайджан (Красным цветов выделены действующие маршруты, зелёным - проектируемые).
Схема железных дорог вокруг Армении через Азербайджан (Красным цветов выделены действующие маршруты, зелёным - проектируемые).

Как следует из вышеизложенного, Азербайджан может извлечь бОльшую выгоду из разблокирования экономических и транспортных связей. Но здесь необходимо сделать важное уточнение. Выгода возможна, если Азербайджан зарекомендует себя надёжным транзитёром, то есть в том числе если не будет ограничивать грузопотоки из Армении и через Армению. В этом случае возможны имиджевые, политические и экономические потери. Грузоотправители всегда ищут надёжных транзитёров.

Источники фото: www.kremlin.ru; lt.sputniknews.ru; vgudok.com; ru.wikipedia.org; www.turantoday.com

Нажимайте на палец вверх и подписывайтесь на канал!

Связанные статьи:

Зачем России помогать Азербайджану обманывать Армению?