Посланник Аллаха отправил Халида б. Валида вместе с группой сподвижников в Йемен, чтобы призвать к Исламу племя Хамдан. Халид и его соратники пробыли там шесть месяцев, так и не добившись какого-либо успеха. Халид сообщил Посланнику Аллаха, что племя Хамдан не дало ему положительного ответа. После этого Посланник Аллаха отправил в Йемен Али б. Аби Талиба. Он повелел ему отправить Халида в Медину, а самому занять его место. Он также попросил задержаться вместе с ним некоторых из тех, кого он отправил в Йемен вместе с Халидом.
Приводится следующее повествование от Бары б. Азиба, который отправился в Йемен вместе с Халидом б. Валидом, а потом остался вместе с Достопочтенным Али: «Я был среди тех, кто отправились в Йемен вместе с Халидом, оставался там около шести месяцев, мы призывали йеменцев к Исламу. Однако они не дали нам положительного ответа. Потом Посланник Аллаха направил к нам Али. Он повелел Халиду отправиться обратно, а Али – остаться вместо него в Йемене. В этот раз всякий раз, когда мы направлялись к йеменцам, они выходили нас встречать. Али попросил нас прочитать там намаз. Затем он выстроил нас в один ряд, вышел и встал перед нами, зачитав им письмо Посланника Аллаха, в котором он призывал йеменцев к принятию Ислама. После этого все хамданиты стали мусульманами. Али доложил об этом Посланнику Аллаха. Получив эту новость, Посланник Аллаха совершил земной поклон, затем поднял голову и сказал: «Мир Хамдану!»[1] .
Согласно повествованию, Наш Господин Посланник Аллаха в другой раз отправил Достопочтенного Али в Йемен с еще одним поручением. Он попросил его призвать к Исламу племя Мазхадж. У Достопочтенного Али было 300 всадников. Посланник Аллаха вручил ему знамя. Он своими руками повязал ему на голову чалму. Посоветовал им не сражаться с ними до тех пор, пока те сами не начнут бой.
Дойдя до земель мазхаджитов, Достопочтенный Али призвал их к Исламу. Мазхаджиты не пожелали стать мусульманами. На призыв Достопочтенного Али они ответили градом камней и стрел.
Достопочтенный Али начал атаку, убив двадцать человек. После этого их ряды были разорваны, потерпев поражение, они бросились врассыпную. Достопочтенный Али не начал погоню за ними. Он еще раз призвал их к Исламу. На этот раз они приняли его призыв.
Несколько человек из числа их лидеров стали мусульманами и сказали: «Мы представляем тех членов нашего племени, которые отстали от нас. Это наш закят, берите причитающееся вам».
Достопочтенный Али сказал: «Когда Посланник Аллаха отправил меня в Йемен, я сказал ему: «О Посланник Аллаха! Ты отправляешь меня к ним, но я еще очень молод и не знаю, как ты вершишь суд».
После этого он положил свою руку мне на грудь и сказал: «О Аллах! Укрепи его язык в правде и направь его сердце по прямому пути». Затем он сказал: «Когда к тебе приходят двое с тяжбой, не выноси судебного решения без того, чтобы выслушать обоих. Если ты выслушаешь обоих, решение станет очевидным для тебя».
Достопочтенный Али продолжает: «Клянусь Аллахом, вынося приговор между двумя, я никогда не впадал в сомнение»[2] .
Затем Достопочтенный Али собрал трофеи, выделил из них пятую часть (хумс, т.е. причитающееся Посланнику Аллаха и Ахль аль-Бейт), а оставшееся разделил между соратниками. В этот момент Достопочтенный Али получил весть о том, что Посланник Аллаха отправляется в Мекку, чтобы исполнить свой религиозный долг и совершить хадж. Он срочно отправился в путь, чтобы повстречаться с Посланником Аллаха в Мекке. Тем не менее, некоторые люди, которые участвовали в том походе (сарийа) Достопочтенного Али, жаловались на проявленную им строгость в вопросе раздела трофеев. Услышав это, Посланник Аллаха сказал: «О люди! Не жалуйтесь на Али. Клянусь Аллахом, он очень строг в том, что касается божественных истин, и нет никакой пользы в том, чтобы жаловаться на это»[3] .
Приводится повествование от Амра б. Шаса аль-Аслами: «я также был в числе всадников, отправленных Посланником Аллаха вместе с Али в Йемен. По отношению к нему было недовольство. Когда я приехал в Медину, в любом месте и с кем бы я не сталкивался, я всем жаловался на него. Однажды я повстречался в мечети с Посланником Аллаха. Увидев, что я посмотрел на него, он взглядом подозвал меня к себе. Когда я подошел к нему и сел рядом с ним, он сказал: «Хватит, Амр! Ты меня обижаешь».
Я ответил: «Все мы принадлежим Аллаху и к Нему мы возвращаемся. Прибегаю к Аллаху и Исламу от того, чтобы обидеть Посланника Аллаха». Тогда Он сказал: «Кто обидел Али, тот обидел меня»[4] .
Ахмад б. Ханбаль в «аль-Муснаде» пишет: «Достопочтенный Пророк отравил в Йемен группу сподвижников, среди которых был и Халид б. Валид, поставив во главе него Достопочтенного Али. В одном из районов Йемена войско Ислама вступило в бой с племенем Бану Зайд. Победив в этом сражении, они захватили много трофеев. То, как Достопочтенный Али разделил эти трофеи, не понравилось Халиду, который написал Достопочтенному Пророку письмо, чтобы создать напряженность в отношениях между ним и Достопочтенным Али. Он отдал это письмо Бурайде, чтобы тот передал его Посланнику Аллаха».
Бурайда говорит: «Я как можно быстрее отправился в Медину и доставил письмо Достопочтенному Пророку. Достопочтенный Пророк попросил прочитать это письмо одного из сподвижников. Когда тот прочитал письмо до конца, на лице Посланника Аллаха можно было заметить гнев. Мне было очень стыдно за то, что я доставил это письмо. Дабы оправдать себя, я сказал: «Я сделал это по приказу Халида…». В воздухе повисла глубокая тишина. Вдруг Достопочтенный Пророк нарушил эту тишину своими словами: «Не говорите плохо об Али. Он от меня, а я – от него. Он также ваш опекун после моей смерти». Бурайда говорит: «Я очень сильно пожалел о содеянном, попросив Посланника Аллаха о прощении для меня». Он сказал: «Пока Али сам не придет и не даст согласия на это, я не попрошу у Аллаха прощения для тебя».
Затем пришел Достопочтенный Али и я попросил его о том, чтобы он обратился к Посланнику Аллаха с просьбой о моем прощении»[5] .
После этого события Бурайда стал хорошим другом Достопочтенного Али. После смерти Посланника Аллаха он не принес присяги Абу Бакру. Он был одним из двенадцати сподвижников, которые официально не признали Абу Бакра и требовали от него объяснений по этому поводу[6] .
Др. Хайдар Баш
[1] А’йан аш-ши’а, т. 1, с .410; Ибн Асир, аль-Камиль фи-т тарих, т. 2, с. 300; Ибн Касир, ас-Сират ан-набавийа, т. 4, с. 401.
[2] Ас-сират ан-набавийа, т. 4, с. 207.
[3] Ибн Хишам, Ас-Сират ан-набавийа, т. 4, с. 604; Ибн Касир, Ас-сират ан-набавийа, т. 4, с. 295.
[4] Ас-сират ан-набавийа, т. 4, с. 202; аль-Мустадрак ‘аля-с сахихайн, т. 3, с. 134.
[5] ‘Усд аль-Габа, т. 1, с. 176; Ад-Дараджат ар-рафи’а, с. 401.
[6] Риджаль Мамагани, т. 1, с. 199.
Источник: Др. Хайдар Баш. "Жизнь Достопочтенного Имама Али (кв)"
Источник: Др. Хайдар Баш. "Центр Единобожия - Ахли Бейт"
Источник: Др. Хайдар Баш "Пророк Мухаммад (сав) - свет Аллаха"