Дирижабли - практически идеальный вид воздушного транспорта. Дирижабли идеально подходят для кругосветных путешествий, исследование Арктики и Антарктиды. В отличии самолётов дирижабль имеет более простую конструкцию и производить их можно чуть ли не в любом большом гараже. Вот к примеру Дирижабль "ястреб" который совершил первый полет 5 ноября 1910 года.
Это достаточно небольшой аппарат и относится к классу легких дирижаблей. Его объём всего лишь 2700 метров кубических и это достаточно важная цифра, дальше вы поймёте почему. Этот лёгкий аппарат мог подниматься на высоту 1800 м., мог нести полезную нагрузку 1170 кг и находиться в воздухе 6:00 часов.
17 мая 1914 года впервые в истории авиации был совершён ночной перелёт на дирижабле "Ястреб" из Гатчины в Лугу и обратно на высоте 200 метров.
Если мы посмотрим на эту фотографию.
то приходит понимание насколько, относительно, несложный технологический процесс требовался для производства таких аппаратов. Самое сложное это двигатель внутреннего сгорания, а баллоны можно было шить в любых больших цехах. В начале XX века была отработана технология легких летательных аппаратов. Они могли нести достаточно большую полезную нагрузку. Например тот же "Ястреб" мог поднимать одну тонну. С помощью этих аппаратов мир и должен был просто перевернуться. Эти аппараты должны были десятками тысяч подниматься в небо. Но нет, небо почему-то отдали самолётам. Хотя, в то время самолёты не могли ещё переносить такое количество грузов. Был конечно самолёт «Илья Муромец» с полезной грузоподъёмностью 1300 кг.
Однако, он появился лишь в 1913 году и по полезной нагрузки мог соперничать дирижаблем «Ястреб» но «Ястреб» это Дирижабль лёгкого класса. Если взять Дирижабль среднего класса объемом 22000 кубических метров, а некоторые из них уже производились в Германии, в тот же период, то эти летательные аппараты уже намного опережали по грузоподъемности самолет «Илья Муромец». Так как по сравнению с Муромцем (1300 кг полезной нагрузки) средний немецкий дирижабль мог нести 8000 кг. Получается, что имея уникальные аппараты для перемещения людей и грузов по воздуху, еще в начале XX века, человечество просто отказалась от этих аппаратов. В чём же причина?
На первый взгляд всё просто. Первые дирижабля заправлялись водородом а это достаточно взрывоопасный газ. В Первую мировую войну, для бомбардировки крупных городов, главным образом столиц Англии и Франции, немецкое командование использовало дирижабли наполненные водородом. Поэтому, борьба с ними была сравнительно простой. Зажигательный снаряд подавший в оболочку дирижабля поджигал водород, тот мгновенно вспыхивал и аппарат сгорал. Из ста двадцати трех дирижаблей, построенных в Германии, за время Первой мировой войны, сорок сгорело от зажигательных снарядов.
Но однажды, генеральный штаб английской армии был удивлён сообщением особой важности, прямые попадания зажигательных снарядов в немецкий цеппелин не дали результатов. Дирижабль не вспыхнул а медленно истекая каким-то неизвестным газом улетел с поля боя. Военные специалисты недоумевали и не могли найти разумного объяснения этому факту. Дирижабль, пробитый зажигательными снарядами почему-то так и не воспламенился. Загадку разгадал один английский Химик Ричард Трэлпол. В письме, в адрес британского адмиралтейства, он писал. «Полагаю что немцы изобрели какой-то способ добывать в больших количествах гелий и этот раз наполнили оболочку своего цеппелина не водородом, как обычно а гелием.»
Вот тут, немного отвлекаясь от Первой мировой, можно вспомнить Великую отечественную.
Всем вроде бы известевторн факт, во время великой отечественной войны, Петербург (Ленинград) и Москву защищали c помощью заградительных аэростатов. Специальные аэростаты, используемые для повреждения самолётов при столкновении с тросами, оболочками аэростата.
Во время Второй мировой войны, аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных центров, военно-морских баз. Наличие в системе ПВО аэростатного заграждения вынуждало самолеты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание. Вроде бы всё правильно. Существует сотни фотографий этих аэростатов, где они висят над городами, но меня всегда смущал очень простой вопрос: аэростаты наполняли водородом?
И это точно. Исторический факт. Полки аэростатов заграждения ежемесячно расходовали 150 000 кубометров водорода. На каждом посту аэростатов заграждения находилось до 500 кубометров водорода заключенного в тончайшей прорезиненной оболочке аэростата - газгольдера.
Вот как они выглядели.
Это, грубо говоря, резервная цистерна с газом, которую можно проткнуть булавкой. Водород поставлял один из небольших химических заводов Ленинграда, где его добывали устаревшим, железо - паровым способом. Водяной пар пропускали через раскаленные железные опилки, происходила вот такая реакция.
Способ не экономичный, но простой, надёжный. Доставляли водород, от завода до позиции, по воздуху, вот в таких цилиндрических прорезиненных ёмкостях по 125 метров кубических каждая. Вроде бы всё красиво и правильно. Есть аэростаты заграждения с тросами, есть завод ,где добывали водород. Но если вспомнить историю Первой мировой войны, то немецкие цеппелины горели как спички.
Что мешало просто расстреливать эти шары, висящие над городом, с обычных истребителей? И тогда эта защита просто бы падала на Питер и Москву горящими облаками. Для понимания достаточно вспомнить падение дирижабля "Гинденбург".
Вы представьте какая прекрасная, неподвижная, огромная мишень. Но аэростаты заграждения горели редко. По официальной версии их запускали в тёмное время суток и вдобавок защищали зенитками. Конечно, всё это логично, но всё равно огромные мишени наполненные водородом во время военных баталий тысячами сбивали бы юркие истребители. Но аэростаты падали гораздо реже.
В общем, я не буду развивать эту мысль. Гораздо интереснее почему во время «Первой Мировой войны» немцы уже начали применять гелий, а через 20 лет во время Второй мировой все использовали устаревшей и взрывоопасные водород.
Поэтому, вернемся к Первой Мировой и выясним, откуда немцы получили гелий для неуязвимого, от зажигательных пуль дирижабля. Английские химики, предполагали, что немцы научились добывать гелий в промышленных масштабах. Однако, в Германии не было своих источников гелия. Теоретически, гелий можно добывать даже из воздуха. В одном кубическом метре воздуха содержится 5 кубических сантиметров гелия.
Холодильная машина системы "Линде", превращающие в жидкость несколько сотен кубометров воздуха в час, могла дать за это время не более трех литров гелия. Три литра гелия в час это не много. Например, для наполнения маленького дирижабля, нужно 5000 кубических метров. Для получения такого количества одна машина системы "Линде" должна была работать без остановки двести лет. Двести машин «Линде» смогли бы наполнить один маленький дирижабль, работая целый год. Так что, получение таким способом гелия, совершенно экономически невыгодно. Откуда же немецкие химики получили гелий? Всё достаточно просто. Задолго до Первой мировой войны, немецким пароходным компаниям, возивший товары в Индию и Бразилию, дано было указание грузить возвращающиеся пароходы не обычным балластом, а монацитовым песком, который содержит гелий.
Так был создан запас гелиевого сырья (около 5000 тонн монацитового песка) из которого и получали гелий для цеппелинов. Вроде бы всё просто привозишь монацитовый песок и из него, без проблем, получаешь гелий для своих аэростатов. Но тут тоже есть свои проблемы. С помощью 5000 тонн монацитового песка можно заправить всего лишь парочку дирижаблей и стоимость гелия получалась просто фантастическая. Поэтому, во время Второй мировой войны аэростаты заправляли более дешевым водородом. На этом историю можно было бы и закончить, но есть один очень интересный факт, который переворачивает все представления о дороговизне гелия и показывает нам настоящего хозяина газовой сферы. Да и не только газовой сферы.
Есть люди, которые искусственно ограничивают развитие дирижаблестроения, и началось это ещё в начале XX века. Всем известна история катастрофы дирижабля "Гинденбург".
Его строительство началось в 1931 году и заняла в пять лет. На момент постройки это было самое большое воздушное судно 245 метров в длину и максимальным диаметром 41 метр. Номинальный объём 190 000 кубометров. И вот что странно. В Германии не было источников добычи дешёвого гелия, но Гинденбург строился таким огромным, именно для того, чтобы использовать гелий. Гелий немцы планировали закупить в США. Вот тут-то у нас начинается самое интересное. США в этот период являлось единственной страной в мире которая обладала очень большими запасами гелия. Но эти запасы США никому не продавала, в стране действовала эмбарго на экспорт гелия. Немцы с 1929 года вели переговоры о закупке этого самого гелия, но в итоге им всё равно отказали, и поэтому дирижабль Гинденбург спроектированный под гелий был заполнен дешёвым водородом.
Оказывается, ещё с двадцатых годов Соединённые Штаты Америки в промышленных масштабах добывают гелий. И в тех же годах было создано специальное хранилище для хранения гелия - федеральный запас гелия. Во всем мире гелий для Промышленной разработки встречаются достаточно редко. США в этом вопросе опять сказочно повезло гелий можно добывать не только из монацитовых песков и воздуха - самой эффективный является добыча из природного газа. Вроде бы Россия могла бы добывать гелий, мы ведь являемся крупнейшим поставщиком природного газа в мире? Ну тут всё не так просто. Очень редко встречаются месторождения природного газа с большим процентным содержанием гелия. В российском газе, гелия содержится в сотых процента от общей массы газа. В США ситуация, поистине, уникальна. Там есть месторождения, где гелий составляет уже не сотый процент а 10% от массы природного газа. То есть, если мы добыли 100 кубометров газа из такой скважины то 10 кубометров это чистый гелий.
Есть очень интересная книга –«Геология Гелия» 1968 года выпуска. В этой книге есть очень интересные цифры.
В США учёту, охране и переработке подлежат лишь запасы газа, содержащего от 0,3 процентов гелия и более. В Европе готово добывать гелий из месторождений содержащей 0,06%. Сейчас и особенно раньше, США контролировала практически весь рынок гелия . В Европе готовы высасывать гелий из природного газа, где гелия сотые проценты. В США же наоборот, газ в котором просто огромное содержание гелия 0,2 % просто сжигают. Его не продают за границу, а пропускают на обогрев. Теперь давайте посмотрим сколько Гелия добыто в США в тридцатых годах.
1929 по 1942 год в США было извлечено 4 700 000 кубометров гелия. Этого бы хватило для заполнения газом 20 дирижаблей типа «Гинденбург» или 150 лёгких дирижаблей типа «Ястреб». С 1947 - 1949 добыто уже 16 млн 500 000 кубометров гелия, а это уже можно построить в 80 дирижаблей типа «Гинденбург». Дальше добыча гелия только нарастала и только за один 1963 год добыто 18 млн кубометров Гелия, то есть только за счёт Гелия добытого в США каждый год можно было строить около сотни огромных дирижаблей. Про лёгкие дирижабли я и не говорю, их можно было строить тысячи. И тут начинается самое странное. США, как только началась добыча Гелия, сразу же наложила эмбарго на экспорт. То есть США никому этот гелий не продавало и при этом американцам этот гелий был не особо нужен. За 1936 - 1949 гг. период депрессии, в добыче гелия для дирижаблей, его почему-то перестали использовать, а новые отрасли использования больших количеств Гелия не были известны. Очень интересно! Гелий добывают, закачивают в федеральный газовый резерв, а как использовать никто не знает, но, в то же время, никому этот газ не продают! И эта ситуация продолжается, практически, до нашего времени!
Вот посмотрите 1962 год - США уже добывает больше 10 миллионов кубометров Гелия в год, но в 1962 году, продали на экспорт только 256 000 кубометров, а остальное просто закачали в свои хранилища. Гелий разрешено вывозить из США только в строго ограниченных количествах на научно-исследовательские и медицинские цели.
Итог:
У нас есть страна, которая может обеспечить гелием огромный флот дирижаблей по всему миру, и эта страна не только сама, практически, не строит безопасные и эффективные дирижабли, но и мешает другим странам. Просто, не продает им гелий. Просто хранит его в федеральных хранилищах. Я думаю, именно поэтому, весь мир так и не пересел на безопасные дирижабли. Этим всем заправляет одна мощная, политическая, группа к которой принадлежит семейство Рокфеллеров, контролирующая практические все нефтяные и газовые месторождения США. Эта политическая группа, сознательно тормозит создание дирижаблей по всему миру и продвигает самолетостроение, которое более прожорливого топливу и которое гораздо проще контролировать. Ведь для самолётов нужные взлетно-посадочные полосы, а для дирижаблей не нужно ничего. Ты можешь совершать огромные перелеты над территориями и по-новому взглянуть на мир.