Найти в Дзене
Городские наблюдения

Трамвай — прогрессивный транспорт или ржавый привет из прошлого

Во многих странах трамвай возрождается заново. Представьте: город без пробок, чистый воздух, низкий уровень шума, улицы — как в Европе. А в России он все еще вызывает баталии: мешает ли он прогрессу или везет нас в светлое будущее? Давайте разложим всё по рельсам — то есть по полочкам. Трамвай — это не просто транспорт. Это целая философия городского движения. И вот чем он хорош: Здесь надо отметить, что мы говорим про современный трамвай и современное или обновленное проектирование трамвайных путей. Это важный пункт, иначе получится скрипящая коробка, которая движется по центру дороги, мешая и автомобилистам и пассажирам. Разумеется, у трамвая есть и обратная сторона пути. Давайте посмотрим на примерах. Начну с моего города, Иерусалима. Должна сказать, что трамвай сильно поменял не только облик города, но и атмосферу в нем. В Париже, Лионе - возвращение и обновление трамвая стало поводом для реконструкции и улучшения близлежащих районов. Появились новые тротуары, озеленение, обществ
Оглавление

Во многих странах трамвай возрождается заново. Представьте: город без пробок, чистый воздух, низкий уровень шума, улицы — как в Европе. А в России он все еще вызывает баталии: мешает ли он прогрессу или везет нас в светлое будущее? Давайте разложим всё по рельсам — то есть по полочкам.

Трамвай в Иерусалиме
Трамвай в Иерусалиме

✅ Плюсы трамвая: за что его любят?

Трамвай — это не просто транспорт. Это целая философия городского движения. И вот чем он хорош:

1. Вместимость и эффективность:

  • перевозит за раз много людей;
  • разгружает дороги в часы пик, сам при этом не стоит в пробках;
  • отлично подходит для густонаселенных районов.

2. Экологичность:

  • не выбрасывает выхлопные газы;
  • работает на электричестве;
  • снижает общий городской шум.

3.Комфорт для пассажиров:

  • низкопольные трамваи гораздо облегчают посадку/высадку;
  • вагоны с кондиционером и вайфаем;
  • тихий и плавный ход.

4. Трамваи хорошо вписываются в городскую ткань:

  • красивые вагоны украшают улицы;
  • безберьерная среда всегда полезна для хорошего города;
  • может стать одним из символов города (Милан, Прага, Лион).

Здесь надо отметить, что мы говорим про современный трамвай и современное или обновленное проектирование трамвайных путей. Это важный пункт, иначе получится скрипящая коробка, которая движется по центру дороги, мешая и автомобилистам и пассажирам.

❌ Минусы трамвая: за что его ругают?

Разумеется, у трамвая есть и обратная сторона пути.

1. Нужна инфраструктура:

  • да, прокладка рельс стоит денег, но не таких уж больших в сравнении с метро;
  • место под депо и ремонтные мастерские. (А для автобусов и троллейбусов не надо?);
  • обновление и обслуживание подвижного состава (См. выше).

2. Сложность в проектировании и строительстве:

  • процесс строительства может занять много лет. А пока улицы будут перекрыты или сужены;
  • нужно учесть уже имеющуюся транспортную инфраструктуру и вписать трамвай туда. Либо построить все с нуля, что гораздо затратнее;
  • прокладка рельс не всегда возможна в старых районах с плотной застройкой.

В Иерусалиме прокладка рельс одного маршрута заняла семь лет!
В Иерусалиме прокладка рельс одного маршрута заняла семь лет!

3. Трамвай - не всегда лучшее решение для конкретного города:

  • если в городе низкая плотность населения, то трамвай просто невыгоден;
  • автомобилисты будут против. Ну, они всегда борются против сокращения количества полос. Хотя давно доказано, что чем меньше полос - тем меньше пробок. Да-да, не вскидывайте брови. Широкие многополосные шоссе поощряют людей пользоваться личным автомобилем, в то время, как ограничение проезда в центре города, сужение полос и дорог, развитие качественного ОТ уменьшает загруженность дорог.

🚋 Чем же все-таки трамвай привлекает современных градостроителей?

Давайте посмотрим на примерах. Начну с моего города, Иерусалима. Должна сказать, что трамвай сильно поменял не только облик города, но и атмосферу в нем.

  • теперь пассажиры добираются из одной точки города в другую без пробок и нервов. Многие из-за этого пересели с автомобиля на ОТ. Я пользуюсь трамваем каждый день.
  • в иерусалимском трамвае такое смешение социальных, этнических и религиозных слоев, что это сделало людей более открытыми. Евреи, арабы, религиозные, офисные работники, пенсионеры, дети, туристы. Кого только там не встретишь!

В Париже, Лионе - возвращение и обновление трамвая стало поводом для реконструкции и улучшения близлежащих районов. Появились новые тротуары, озеленение, общественные пространства. То есть трамвай преображает облик города!

Москва - замена подвижного состава на более современные вагоны стимулирует жителей его использовать, повышает провозную способность, и как следствие уменьшает пробки.

Ну что, обсудим трамвайный вопрос? Расскажите, пользуетесь ли вы трамваем? А если это был бы современный, удобный и эффективный вид транспорта, пересели бы с автомобиля на него? Включаем рельсовый режим комментирования!

Подписываемся на мой замечательный канал и залипаем!