В субботу примчалась в гости моя мама. Узнав о том, что Антона в выходной день опять вызвали на работу, она выказала резкое недовольство по этому поводу, упрекая меня, что я позволяю мужу игнорировать свои отцовские обязанности. По её мнению, воспитанием наследника в большей мере должен заниматься мужчина.
— Так продолжаться не может! — В очередной раз кипятилась мамуля. — Ребенок скоро его узнавать перестанет! И вообще вспомни, что Антон тебе обещал, когда упрашивал родить ему сына. Молчишь? Понятное дело! Ты же настолько любишь своего Егорова, что готова прощать ему все. А я вот что скажу: отец из него никудышный! Хотя удивляться не приходится: откуда ему знать, каким должен быть отец, если его родители развелись, когда ему было всего два годика...
Полчаса я мужественно выслушивала ее претензии, однако потом заметила, что сердитую тираду слушает наш трехлетний отпрыск. Я перестала красить ресницы и, отложив тушь, укоризненно посмотрела на мать:
— Мам, давай не будем об этом говорить при Дениске, ладно? Не забывай, пожалуйста, что ребенок должен уважать своего отца! — Уважать нужно тогда, когда есть за что! — категорично заявила мама. — А твой муж — эгоист чистейшей воды!
Претензий у бабушки было так много, что переслушать их все могла только я со своим ангельским терпением.
Я снова бросила на нее укоризненный взгляд. Ну что за упрямый характер! Каждый раз талдычит мне одно и то же!
— Мам, я ещё раз тебя прошу: не изливай, пожалуйста, свои отрицательные эмоции при ребёнке! Смени лучше тему! А еще лучше — почитай Дениске книжку. Вот, к примеру, «Волшебник Изумрудного города». Твоему внучку она очень нравится. Сделай доброе дело!
— «Волшебник Изумрудного города»? Мальчику?! — Мама возмущённо пожала плечами. — Виктория, я тебе просто удивляюсь! Книга должна учить ребенка жить. А чему его может научить сказка о каком-то глупом соломенном чучеле? О чём?!
— Мам, но ведь ты же мне в детстве эту сказку читала?! — хмыкнула я. — Господи, конечно, читала! Потому что девчонкам простительно слушать всякую чепуху. А мальчикам необходимо с детства вдалбливать в голову более серьезные вещи, поверь мне на слово.
— Так, может, мне ему сразу с «Гамлета» начать? — рассмеялась я. — Посмотри на Дениску, ну, разве можно с ним говорить о каких-то серьезных вещах?!
Услыхав мои слова, сынишка сунул в нос пухлый пальчик и стал что-то там выискивать. «Гамлета» он слушать явно не желал. И я его прекрасно понимала.
— Сейчас же вынь палец из носа! — посмотрев на внука, строго приказала бабушка. — Все мальчики должны знать, что ковырять в носу неприлично! У тебя должны быть хорошие манеры. Дениска сердито нахмурился, но упорно продолжал свои поиски.
— Весь в отца! — возмутилась мама. — Сейчас нос порвешь или палец сломаешь! Вот кого вы воспитываете? В ответ Дениска пожал плечами и демонстративно повернулся к нам спиной, всем своим видом демонстрируя пренебрежение к словам бабушки.
— Ты видишь, что с ним творится? — ахнула мама. Я просто в ужасе! Заметь, это он все папины привычки перенимает. Ребенок всегда в первую очередь впитывает плохое, поэтому, глядя на такого отца, твой сын обязательно вырастет таким же эгоистом!
— Папка у меня хороший! — Неожиданно сердито бросил сынишка. Я прыснула со смеху: молодец, мой мальчик, правильно сделал, что заступился за отца. В нормальной семье иначе и не бывает — между отцом и сыном непременно должна быть мужская солидарность. Грозно взглянув в мою сторону, мама покачала головой:
— Смейся, смейся! С твоим характером через пару лет ребенок такое будет вытворять, что тебе станет не до смеха. А всё почему? — она выразительно подняла кверху указательный палец. — Потому что отец уклоняется от его воспитания. Думаешь, я не понимаю, что Антон нарочно торчит на работе?! Ему же так проще! А я тебе вот что скажу: воспитание детей — главная обязанность родителей. А все остальное у них должно быть на втором плане. Я решила не отвечать. Вообще-то, когда мама приезжает к нам в гости, Антон действительно приходит позже обычного, но я его не осуждаю. Выдержать мамин характер могу только я со своим ангельским терпением. Да и то срываюсь. Вот и сейчас я решила, что на сегодня с меня достаточно:
— Ладно, всё! Тема закрыта! Со своим мужем я уж как-нибудь сама разберусь. Договорились? И вообще, нечего в такую погоду дома сидеть! Собирайтесь, поедем на санках кататься.
— На санках? — снова возмутилась мама. — В такую слякоть?! Я выглянула в окно и, прищурившись, посмотрела на показания термометра:
— Не выдумывай! Нет никакой слякоти. Пять градусов мороза!
— Так холодно?! — Мама втянула голову в плечи и зябко поежилась. — Ну, нет, в таком случае Дениску выводить на улицу нельзя. У него насморк!
— Да нет у него никакого насморка, не выдумывай, — не согласилась я. — Есть! — упрямо повторила мама. — Иначе бы он в носу не ковырялся. Вскочив с пола, Дениска подлетел ко мне и, вцепившись в подол махрового халата, истошным голосом заорал:
— А-а-а! Мамочка! Хоцю с голки на санках кататься! А-а-а! Хоцю... — Дениска, перестань сейчас же! — попросила я. — У меня от твоего крика барабанные перепонки лопнут! Пойди собери игрушки, а потом мама тебя оденет, и мы вместе с бабушкой пойдём на горку, хорошо? Насупив густые темные бровки, сынишка сунул руки в кармашки джинсового комбинезона. Выглядело это как протест. Мама снова укоризненно и неодобрительно покачала головой:
— Драть его надо, вот что я тебе скажу! А то он вырастет таким же упрямцем, как твой драгоценный Антончик!
— Глупости! — возмутилась я. — Ты педагог, а говоришь такие вещи! Я не понимаю, откуда в тебе появилась такая агрессия, ведь ты всегда была очень выдержанной. Я помню своё детство. Разве ты меня когда-нибудь била? Ну скажи! Вот видишь, не била и правильно делала, потому что ребёнка бить нельзя! Ему нужно доходчиво объяснять, в чем он не прав. Верно?
— Объясняй! — скрестив на груди руки, усмехнулась мама. — Доходчиво. — Хорошо! — Подойдя к сыну, я присела перед ним на корточки и, ласково погладив его по головке, заглянула в глаза:
— Денисочка, в этом доме у каждого из нас свои обязанности. То есть и я, и ты, и папа, и бабушка должны что-то делать, чтобы нам хорошо было жить. Понимаешь? К примеру, папа ходит на работу и зарабатывает нам денежки, мама ходит в магазин за продуктами, чтобы готовить еду, моет посуду, стирает и гладит бельё...
Я попыталась доходчиво объяснить правила Дениске: «Сынок, в нашем доме у каждого свои обязанности...»
— А бабуля у нас сто делает? — перебил сын, заставив меня призадуматься.
— Бабуля?! — я пожала плечами. — Ну... В нашем доме у бабули не может быть обязанностей. Она к нам в гости приходит, понимаешь? Значит, должна отдыхать. У бабушки свой дом есть, и там она делает то же самое, что и твоя мама. А вот ты, Дениска, должен научиться убирать за собой игрушки. Считай, что это твоя работа! Хорошо? Дениска снова покачал головой.
— Драть! — мама сердито рубанула рукой воздух. — Как сидорову козу! Пока не сел на голову! А это скоро случится!
— Это кого же тут собираются драть как сидорову козу?! — насмешливо поинтересовался из прихожей вернувшийся с работы Антон. Сын мигом схватил со стола книжку и с криком: «Папуля!» помчался к нему навстречу. Мы с мамой тоже вышли.
Когда с работы вернулся Антон, с воспитанием сына было покончено. А вот нас малыш кое-чему научил!
— Неужели это тебя драть собирались? — наклоняясь к сыну, улыбнулся Антон.
Дениска важно взялся ручонкой за папин кейс и спросил:
— Папочка, а мозно я буду вместе с тобой ходить на твою лаботу?
— Как это? — в один голос закричали мы с мамой. — А как же мы?! Дениска тяжело вздохнул и произнес:
— Злые вы... Уйду я от вас... После этой истории мама больше никогда не ворчит на Антона, особенно в присутствии внука. Думаю, что она сделала для себя определенные выводы: поняла, что переборщила. И это правильно, потому что, как говорится, устами младенца глаголет истина... Так в нашей семье воцарился мир!