Большинство марзов (регионов) нынешней Армении создавались по мотивам древних гаваров - "малых" исторических областей Великой Армении . Сюник в этом смысле исключение - так назывался ашхар (большая историческая область), масштабами сравнимый с Айраратом или Гугарком. К "большому" Сюнику относились весь юг Армении, включая уже осмотренный Вайоц-Дзор, Гехаркуник вокруг Севана , а также немалая часть Нахичевани (гавар Ернджак - ныне Алинджа) , за которую сюникская знать много веков боролась с васпураканской. В пределах нынешнего Сюникского марза лежат целых 5 гаваров, но они давно утратили актуальность, склеившись в Зангезур, как со Средних веков называют край, соответствующий нынешнему Сюнику.
Сисиан, пейзажами встречающих за Воротанских перевалом степей похожий на Монгольский Алтай или Хакасию - не только географически, но и исторически начало всей этой системы. Просто по названию: древнее имя Сюника - Сисакан, подозрительное созвучное с Сакасеной ближе к Большому Кавказу . В состав Великой Армении эти земли включил в 189 году до нашей эры её собиратель - царь Арташес I, родич предшествовавшей династии Ервандидов, но по происхождению - мидиец. Весьма вероятно, что он даже не завоёвывал Сисакана, а просто владел им как уделом.
Не секрет, что "история мидян темна и не понятна", но известно, что ещё добрую тысячу лет жители этого края от всех прочих армян держались особняком, и даже говорили то ли на каком-то очень обособленном диалекте, то ли и вовсе на отдельном языке. Скорее всего, последним осколком древних армяно-мидян были зоки - небольшой, но очень самобытный армянский субэтнос из гавара Гохтн в нынешней Нахичевани, окончательно рассеявшийся лишь с распадом СССР.
Первые две сотни лет, пока Великой Арменией правили Арташесиды, Сисакан оставался царским доменом, но где-то в начале нашей эры, когда власть в стране перешла к парфянской династии Аршакидов, в Сисакане утвердился мощный и надменный дом Сюни. Из борьбы за царский трон они вышли довольно быстро, предпочтя другой путь - максимально крепко держаться за свою вотчину. В исторических бурях, пришедших в Переднюю Азию после Крещения, это оказалось самым правильным методом: Сюни правили Сисиаканом около 1000 лет, так что их фамилия вытеснила древнее название, а интересы малой родины здесь всегда ставили выше интересов Великой Армении.
В 451 году Сюни отказались участвовать в Аварайрской битве за защиту христианства от попыток обращения в зороастризм, что выглядело примерно как для русских княжеств на Куликово поле не прийти. В 571 году, когда история повторилась, Сюни и вовсе попросили сасанидского шаха забрать их от этих буйных подальше и включить в состав какой-нибудь другой провинции - Азербайджана (Антропатены), например.
В административную Армению Сюник вернули лишь в 7 веке арабы, а в 820-х годах этот край оказался на краю хуррамитского восстания Бабека , которого Сюни поначалу поддерживали. Но в итоге жестоко воевали с ним, и наконец в 826 году именно под Сисианом князь Сахл Смбатян предал Бабека и выдал на казнь арабам. Словом, Сюни промеж армян слыли вероломными предателями, но их земля стала тихой гаванью, под инородческим игом процветавшей на фоне более героических земель. Так Сюник превращался в "армянскую Галичину", оплот национальной культуры, искусства, образования, духа...
Над Сисианским плато нависает Зангезурский хребет, отделяющий его от равнин Нахичевани. Справа скалится Капутджух (3905м), его высшая точка:
В ветреной степи понемногу появляются оазисы селений. Одно из них - Ангехакот, родина Исраэля Ори, в 17 веке отправленного католикосом во главе небольшого посольства искать армянам покровителей в Европе. К тому времени хозяевами этих степей уже были тюрки: в 1604 году Восточную Армению постиг Великий Сургун, то есть по-нашему говоря - депортация. Выселения вглубь Ирана смогли избежать лишь маликства в укромных долинах, по большей части в Сюнике и Карабахе, превратившись в мелкий архипелаг.
В 1699 году в Ангехакоте держали совет 9 маликов с Ори во главе: то, что он за несколько лет не смог найти в Константинополе, Венеции, Париже, Дюссельдорфе и Вене, внезапно обнаружилось в Москве, и вот малики набросали здесь "дорожную карту", вряд ли веря, что она будет воплощаться сотни лет. Это невзрачное селение на плато (я даже не уверен, что в кадре именно Ангехакот) - в каком-то смысле отправная точка нынешней Армении.
Да и Азербайджана в его современном виде, как ни странно, тоже. Когда в 1920 году между двумя "молодыми демократиями" на "А" шла прокси-война за Зангезур, здесь были особенно активны и безжалостны дашнаки, опорой которых стали беженцы из Османской империи. Многие азербайджанцы тогда бежали под защиту "своих", и в том числе семья Алиевых из села Джомардлу (ныне Танаат) , у которой, уже в Нахичевани, в 1923 году родился сын Гейдар.
Мы приближаемся к Сисиану - маленькому городку на этом плато, спрятанному от трассы в глубокую долину Воротана. Туда ведут две дороги. Ближе к Ирану - мимо "армянского стоухенджа" Зорац-Карер:
Ближе к Еревану - через село Шаки с красивейшим в Армении водопадом:
В некоторых своих старых постах я писал название этого городка как Сисян, искренне полагая, что "иа" вместо "я" использовали в русском варианте для благозвучности. Но по-армянски город пишется так же, как по-русски, только алфавит другой, и по сути в этом названии уцелел Сисакан, который мы не зря вспоминали на перевале. Поселение Сисаван на этом месте известно как минимум с 7 века, а в Средние века обзавелось тюркским названием Каракилис, остававшимся в ходу до 1935 года.
Сисианом, однако, как и раньше, называлось окрестное плато, в 1747 году, с началом эпохи азербайджанских ханств, ставшее самым дальним владением ханов Нахичевани . Которое и отобрал у них в 1795 году карабахский коллега. И хотя было Карабахское ханство сильно, вторгшаяся в Закавказья Россия оказалась несоизмеримо сильнее: царская власть утвердилась здесь уже в 1803 году. Конфликт ханств определил судьбу Сисиана на века вперёд - к концу 19 века он управлялся не из Еревана, а из Гянджи, как волость Зангезурского уезда Елизаветпольской губернии, а потому и в Гражданскую оказался в центре войны за Зангезур. В 1974 году Сисиан получил статус города:
Долину Воротана здесь не назвать каньоном, и всё же от внешнего мира Сисиан основательно скрыт:
Но в общем сколь специфичны армянские городки, построенные в советское время из железобетона и розового туфа, столь же похожи они друг на друга:
Оживляют пейзаж разве что воинский памятник (причём даже не знаю, Великой Отечественной или Карабахской войне) и фонтаны в сквере, стилизованные под Ереванский каскад :
Да висящая над центром Каракилисе, та самая Чёрная церковь Сурб-Тадевос (689), немолодая даже по армянским меркам:
Отдельной прогулки стоило, пожалуй, её кладбище с множеством красивых стел и каменных овнов... но мы подняться туда не успели. Частный сектор вокруг церковки запомнился нам обилием архаичных машин: